18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Милане обратились к магическому реализму

Убальдо Оппи. Портрет жены художника на фоне Венеции. Фрагмент. 1921. Фото: Museo d’arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto
Убальдо Оппи. Портрет жены художника на фоне Венеции. Фрагмент. 1921.
Фото: Museo d’arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Кураторы выставки «Магический реализм. Итальянский стиль» в Палаццо Реале в Милане Габриелла Белли и Валерио Террароли предлагают новый взгляд на работы, созданные в Италии между двумя мировыми войнами

Семь залов Палаццо Реале погружают зрителя в «магическую атмосферу»: из полумрака дворцовых комнат на него смотрят знаменитые и малоизвестные произведения Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо де Кирико, Артуро Мартини, Убальдо Оппи, Каньяччо ди Сан Пьетро, Джино Северини, Марио Сирони, Ферруччо Феррацци, Акилле Фуни и других итальянцев, а также австрийца Фрица Зильбербауэра и немца Франца Радзивилла, созданные между двумя мировыми войнами. В той или иной мере они объединены причастностью к явлению, названному «магическим реализмом». Определение его заключает в себе противоречие, границы его размыты, однако идентичность ярка и узнаваема. Это не движение, а феномен, автор названия которого неизвестен.

Хотя еще в 1918 году Альберто Савинио на страницах первого номера Valori Plastici, первого и главного журнала поставангарда, назвал художника «современным магом». Издатели журнала, Марио и Эдита Брольо, также представлены на выставке немалым количеством работ.

Возникновение термина обычно связывают с книгой немецкого искусствоведа Франца Роха «Постэкспрессионизм — магический реализм. Проблемы новейшей европейской живописи» (1925), вышедшей почти сразу после завершения знаменитой выставки «Новая вещественность» в мангеймском Кунстхалле. В книге анализировались практически все ее участники (Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман и другие), их европейские современники, выражавшие в 1920-е «нединамический», «статический стиль» (Жоан Миро, Пабло Пикассо, Василий Шухаев), а также представленные сегодня в Палаццо Реале итальянцы. В 1927 году Массимо Бонтемпелли в журнале «900» уже именовал этим термином искусство своего века.

Марио Брольо. «Роман». 1939. Частная коллекция. Фото: Palazzo Reale Milano/SIAE (Società Italiana degli Autori ed Editori)
Марио Брольо. «Роман». 1939. Частная коллекция.
Фото: Palazzo Reale Milano/SIAE (Società Italiana degli Autori ed Editori)

Выставка разбита на тематические разделы: «Пророчество и определение стиля», «Приостановленное время», «Темная сторона эроса», не всегда оригинальные «Пейзаж как сон» и «Тайная жизнь вещей», довольно монотонно показывающая натюрморты.

Среди знаменитых и безусловных шедевров — триптих семьи Гуалино кисти Феличе Казорати, сегодня разошедшийся по разным коллекциям и объединенный на выставке. Фабрикант и меценат Гуалино, его супруга Чезарина, балерина и художница, и их сын Ренато представлены, подобно ренессансным герцогам — торжественно и сдержанно, как герои новой эпохи Возрождения. Хрестоматийные «Ученица» и «Архитектор» Сирони — вневременные образы строительства и созидания — ответы послевоенной культуре. Мадонны ХХ века Фуни и Северини, погруженные в атмосферу звенящей пустоты герои времени «Хирурги» Оппи, римские барышни Антонио Донги, дети, арлекины, предметы в натюрмортах Эдиты Брольо и Северини.

В картинах «магического реализма» как бы не существует времени, это универсальные сюжеты и композиции, застывшие в вечности. Однако ХХ век пробивается через монументальные образы, непревзойденную технику, богатство цвета и строгость линий трагизмом сюжетов, поз, взглядов. «Оргия» Каньяччо ди Сан Пьетро, «Трагическое путешествие» Феррацци, безликие персонажи Вирджилио Гвиди вольно или невольно увековечили атмосферу Италии периода фашизма. И само чувство пустоты не могло быть ничем иным, как средством ухода от реалий межвоенных лет в поиски, как писал Бонтемпелли, «магического смысла в повседневной жизни людей и вещей».

Убальдо Оппи. «Три хирурга». 1926. Фото: Museo Civico di Palazzo Chiericati
Убальдо Оппи. «Три хирурга». 1926.
Фото: Museo Civico di Palazzo Chiericati

Выставке удалось создать атмосферу этих поисков. Однако жаль, что на ней отсутствуют многие имена, к которым она могла бы привлечь внимание (например, Карло Сократе, в Риме помогавший Пикассо работать над «Парадом», после которого тот ушел от кубизма к неоклассике, затем определенной Рохом как «магический реализм»).

Международные связи «магического реализма» представлены двумя именами — Радзивилла и Зильбербауэра. Кураторы выставки Габриелла Белли и Валерио Террароли подчеркивают итальянский характер явления и лишая его изначального интернационализма. Такой выбор вызывает естественный вопрос: чем же так поданный «магический реализм» отличается от «Новеченто» (Форли, 2013), «Искусства вне фашизма» (Флоренция, 2012) или постфутуризма, в 2018 году триумфально представленного в Фонде Prada? Выставка в Палаццо Реале, однако, подкупает своим лаконичным решением с выдержанными паузами и акцентами, предоставляя возможность погрузиться в атмосферу медитации, которую стремились создать художники и которая так редка сегодня для крупных выставочных проектов.

Палаццо Реале
«Магический реализм. Итальянский стиль»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+