18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина, пропавшая 40 лет назад, не только нашлась, но и оказалась Рембрандтом

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Экспертиза работы с изображением пожилого мужчины, похищенной в 1979 году во время крупнейшего в ГДР ограбления музея, позволяет предположить, что портрет создан самим Рембрандтом, а не Яном Ливенсом, как считалось прежде

Картина, пропавшая в результате крупнейшей в Восточной Германии музейной кражи и найденная в 2019 году, может оказаться работой Рембрандта — об этом говорят исследования и экспертиза, проведенные кураторами замка Фриденштайн в Готе. Портрет пожилого бородатого мужчины, датируемый 1629–1632 годами, был в числе пяти работ старых мастеров, возвращенных в прошлом году в замок Фриденштайн, через четыре с лишним десятилетия после похищения в декабре 1979 года. Все пять картин теперь отреставрированы и участвуют в выставке «Назад в Готу! Пропавшие шедевры», которая продлится до августа 2022 года в замке Фриденштайн.

Портрет старика, сильнее других пострадавший при краже и получивший глубокие царапины, на протяжении многих лет приписывался Яну Ливенсу и Фердинанду Болу, ученику Рембрандта. Но Тимо Трюмпер, куратор выставки, уверен, что анализ стиля картины исключает других авторов, кроме самого Рембрандта. Главный аргумент атрибуции Болу — подпись художника на обороте. Однако, по мнению куратора, портрет просто принадлежал ему. Он мог достаться Болу после банкротства Рембрандта в 1656 году.

«Старик» очень похож на работу из Художественных музеев Гарварда с подписью Рембрандта, хотя ее атрибуция также была предметом споров. Трюмпер объясняет, что первоначальный набросок на картине из Готы указывает на то, что это, возможно, оригинал, а гарвардский экспонат — более поздняя копия авторства мастерской. «Это вопрос интерпретации, — говорит он о работе из Готы. — Мы уверены, что она создана в мастерской Рембрандта. Вопрос в том, сколько в ней Рембрандта, а сколько — его учеников. Мы уже обсудили это со многими коллегами. Одни говорят: „Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников“. Другие считают, что это интересная теория и ее нельзя исключать».

До сих пор картина ускользала от внимания исследователей отчасти потому, что выпала из поля зрения более чем на 40 лет. Работа вернулась в 2019 году вместе с четырьмя другими: «Святой Екатериной» Ганса Гольбейна Старшего 1510 года; портретом Франса Халса 1535 года, где изображен неизвестный улыбающийся сановник в черной шляпе; «Проселочной дорогой с крестьянскими повозками и коровами» мастерской Яна Брейгеля Старшего; и копией автопортрета Антониса ван Дейка с подсолнухом, выполненной одним из его современников.

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein

Как пишет в каталоге выставки журналист Spiegel Константин фон Хаммерштайн, кражу из музея совершил некто Руди Бернхардт, «разочаровавшийся в режиме машинист из Восточной Германии». Он тайно переправил картины в ФРГ с помощью сообщников — ныне покойной пары, завещавшей полотна детям. Бернхардт скончался в 2016-м. В 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат, сообщивший, что его клиенты за вознаграждение в €5,25 млн (сейчас похищенные тогда картины оцениваются в €50 млн), которые они якобы заплатили за эти шедевры в 1979–1980 годах, готовы их вернуть. В результате сложных переговоров и работы детективов картины были переданы государству.

Для Фриденштайна, крупнейшего в Германии замка в стиле барокко, возведенного для герцогов Саксен-Кобург-Готских, это не первое исчезновение предметов. Так, в конце Второй мировой войны музей лишился примерно 1,7 тыс. экспонатов, до сих пор числящихся в розыске. Пять картин, о которых сказано выше, тогда попали в Советский Союз и позднее были возвращены ГДР. Нынешняя выставка посвящена судьбе произведений, похищенных из замка с XIX века до наших дней, в том числе тем 80, которые возвратились на родину. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+