18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Картина, пропавшая 40 лет назад, не только нашлась, но и оказалась Рембрандтом

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Экспертиза работы с изображением пожилого мужчины, похищенной в 1979 году во время крупнейшего в ГДР ограбления музея, позволяет предположить, что портрет создан самим Рембрандтом, а не Яном Ливенсом, как считалось прежде

Картина, пропавшая в результате крупнейшей в Восточной Германии музейной кражи и найденная в 2019 году, может оказаться работой Рембрандта — об этом говорят исследования и экспертиза, проведенные кураторами замка Фриденштайн в Готе. Портрет пожилого бородатого мужчины, датируемый 1629–1632 годами, был в числе пяти работ старых мастеров, возвращенных в прошлом году в замок Фриденштайн, через четыре с лишним десятилетия после похищения в декабре 1979 года. Все пять картин теперь отреставрированы и участвуют в выставке «Назад в Готу! Пропавшие шедевры», которая продлится до августа 2022 года в замке Фриденштайн.

Портрет старика, сильнее других пострадавший при краже и получивший глубокие царапины, на протяжении многих лет приписывался Яну Ливенсу и Фердинанду Болу, ученику Рембрандта. Но Тимо Трюмпер, куратор выставки, уверен, что анализ стиля картины исключает других авторов, кроме самого Рембрандта. Главный аргумент атрибуции Болу — подпись художника на обороте. Однако, по мнению куратора, портрет просто принадлежал ему. Он мог достаться Болу после банкротства Рембрандта в 1656 году.

«Старик» очень похож на работу из Художественных музеев Гарварда с подписью Рембрандта, хотя ее атрибуция также была предметом споров. Трюмпер объясняет, что первоначальный набросок на картине из Готы указывает на то, что это, возможно, оригинал, а гарвардский экспонат — более поздняя копия авторства мастерской. «Это вопрос интерпретации, — говорит он о работе из Готы. — Мы уверены, что она создана в мастерской Рембрандта. Вопрос в том, сколько в ней Рембрандта, а сколько — его учеников. Мы уже обсудили это со многими коллегами. Одни говорят: „Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников“. Другие считают, что это интересная теория и ее нельзя исключать».

До сих пор картина ускользала от внимания исследователей отчасти потому, что выпала из поля зрения более чем на 40 лет. Работа вернулась в 2019 году вместе с четырьмя другими: «Святой Екатериной» Ганса Гольбейна Старшего 1510 года; портретом Франса Халса 1535 года, где изображен неизвестный улыбающийся сановник в черной шляпе; «Проселочной дорогой с крестьянскими повозками и коровами» мастерской Яна Брейгеля Старшего; и копией автопортрета Антониса ван Дейка с подсолнухом, выполненной одним из его современников.

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein

Как пишет в каталоге выставки журналист Spiegel Константин фон Хаммерштайн, кражу из музея совершил некто Руди Бернхардт, «разочаровавшийся в режиме машинист из Восточной Германии». Он тайно переправил картины в ФРГ с помощью сообщников — ныне покойной пары, завещавшей полотна детям. Бернхардт скончался в 2016-м. В 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат, сообщивший, что его клиенты за вознаграждение в €5,25 млн (сейчас похищенные тогда картины оцениваются в €50 млн), которые они якобы заплатили за эти шедевры в 1979–1980 годах, готовы их вернуть. В результате сложных переговоров и работы детективов картины были переданы государству.

Для Фриденштайна, крупнейшего в Германии замка в стиле барокко, возведенного для герцогов Саксен-Кобург-Готских, это не первое исчезновение предметов. Так, в конце Второй мировой войны музей лишился примерно 1,7 тыс. экспонатов, до сих пор числящихся в розыске. Пять картин, о которых сказано выше, тогда попали в Советский Союз и позднее были возвращены ГДР. Нынешняя выставка посвящена судьбе произведений, похищенных из замка с XIX века до наших дней, в том числе тем 80, которые возвратились на родину. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+