Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники

Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами

«Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»

Серпуховский историко-художественный музей

Нидерландская живопись XVII столетия, самого лучшего в истории искусства этой страны, показана здесь силами 11 музеев и частных собраний. Куратором выставки выступил эксперт из Пушкинского музея Вадим Садков. Восемьдесят произведений всех жанров, от натюрморта и портрета до интерьеров и марин, оказались сюрпризом даже для многих знатоков, не ведавших, что в наших региональных музеях скрывается столько прекрасного. Старых мастеров дополнили саунд-инсталляцией, ольфакторной и тактильной программами, и теперь познакомиться с голландской культурой можно визуально, на ощупь, а также через звуки и запахи.

Подробнее о выставке — здесь.

До 10 апреля

Маттиас Витхос. «Гирлянда цветов на фоне пейзажа». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Маттиас Витхос. «Гирлянда цветов на фоне пейзажа».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Азбука шедевра. Русские гении от первой до последней буквы»

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Самый крупный проект, когда-либо устраивавшийся в стенах музея в Истре: из региональных госколлекций от Калининграда до Владивостока собрали произведения художников, заслуживших звания «первых имен русского искусства», всего 123 работы. Временной охват тоже широкий — от Карла Брюллова до авангарда, в том числе «Закат» Архипа Куинджи, «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова и многое другое. Слово «азбука» в названии выставки появилось не зря: произведения разделены на 33 группы, каждая названа буквой и словом. Ассоциации порой непрямые (например, все обнаженные прилагаются к «Е» — «Естество»). Эффектный свет и инсталляции по мотивам картин довершают впечатление театральности, приглашая в интеллектуальное путешествие. Также не забудьте взглянуть на более классический проект «Французский вкус князей Юсуповых. Живопись французских мастеров из собрания музея-усадьбы „Архангельское“».

Подробнее о выставках — здесь и здесь.

До 19 июня и до 28 августа

Выставка «Азбука шедевра. Русские гении от первой до последней буквы» в музее «Новый Иерусалим». Фото: Музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Азбука шедевра. Русские гении от первой до последней буквы» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Музей «Новый Иерусалим»
«Романовы»

Государственный исторический музей, филиал в Туле

Музейный квартал в Туле — длинная улица, на которой постепенно открываются местные музеи в обновленных зданиях, а также филиалы более крупных учреждений. Филиал московского Исторического музея тут действует недавно и радует продуманной программой мероприятий, а также привозными проектами на завлекательные темы. Текущая выставка посвящена царской династии и составлена из экспонатов из фондов ГИМа. Портреты, иконы, ордена, медали, документы, сверкающая посуда — выставка вышла и повествовательной, и развлекательной.

До 14 февраля

Неизвестный художник. «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году». Живописная копия с гравюры Ж.Ж.Авриля 1790 года по рисунку Ф. де Мейса. Конец XVIII века. Фото: ГИМ
Неизвестный художник. «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году». Живописная копия с гравюры Ж.Ж.Авриля 1790 года по рисунку Ф. де Мейса. Конец XVIII века.
Фото: ГИМ
«Условия материальной независимости»

Дом творчества «Переделкино», Новая Москва

В последнее время в легендарный советский Дом творчества писателей вдохнули новую жизнь. Очередной проект, открывшийся в его стенах, посвящен «городской мифологии» Переделкина. Чем было оно на самом деле: местом свободы (пусть и тайной) или со всех сторон просматриваемой золоченой клеткой? Выставка состоит из девяти комнат-инсталляций куратора Анны Наринской, художников Ивана Лунгина и Евгении Ржезниковой и дизайнера Игоря Гуровича, посвященных мифу Переделкина и его деконструкции.

До 30 октября

Иван Лунгин. «Колонна». Выставка «Условия материальной независимости». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Иван Лунгин. «Колонна». Выставка «Условия материальной независимости».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
«Restauratio — восстановление. 2016–2021»

Государственный музей-заповедник «Абрамцево»

Проект, открывшийся во флигеле «Поленовской дачи», отмечает 45-летие создания в музее-заповеднике сектора реставрации. На выставке представлены экспонаты «Абрамцево», приведенные в порядок в последние пять лет. Это произведения Татьяны Васнецовой, дочери художника Виктора Васнецова, а также работы Иллариона Голицына, Сергея Малютина, Александра Первухина, Семена Чуйкова, Григория Ярцева, знаменитая керамика Абрамцевской гончарной мастерской, народный костюм, мебель и многое другое, включая гипсовую модель, выполненную самим владельцем усадьбы — Саввой Мамонтовым.

До 16 января

Экспонат с выставки «Restauratio — восстановление. 2016–2021». Фото: Государственный музей-заповедник «Абрамцево»
Экспонат с выставки «Restauratio — восстановление. 2016–2021».
Фото: Государственный музей-заповедник «Абрамцево»
«Под небом голубым Востока… Коллекция исламского искусства князей Вяземских»

Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас»

Владельцы Остафьева, поэт Петр Андреевич Вяземский и его сын Павел, за годы пребывания на Востоке — паломничества в Иерусалим и дипломатической службы — собрали великолепную исламскую коллекцию. Такую замечательную, что часть ее передали в московский Музей Востока (предметы из нее недавно блистали на выставке каджарского искусства), часть была разобрана по другим учреждениям, а часть осталась в музее-усадьбе «Остафьево». На выставке удалось на время вновь соединить около 80 предметов: турецкое, иранское и индийское оружие, рукописи и миниатюры, арабскую каллиграфию, изразцы и многое другое.

До 20 февраля

Неизвестный художник. «Арба со знатными турчанками». Константинополь. До 1851 г. Фото: Государственный музей-усадьба «Остафьево» ‒ «Русский Парнас»
Неизвестный художник. «Арба со знатными турчанками». Константинополь. До 1851 г.
Фото: Государственный музей-усадьба «Остафьево» ‒ «Русский Парнас»
Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+