18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристов Джанни Маттиоли передадут миланскому Музею «Новеченто»

№97
Материал из газеты

Картины из самого значимого в мире частного собрания итальянских футуристов, не доставшиеся Пинакотеке Брера, до середины января можно видеть в Москве, в ГМИИ им. Пушкина. Потом как минимум пять лет их будет показывать Музей «Новеченто»

Музей «Новеченто» обошел Пинакотеку Брера, заполучив самое значимое в мире частное собрание итальянских футуристов. Оба музея находятся в Милане, в 15 минутах ходьбы друг от друга, причем пинакотека даже крупнее. Коллекция Джанни Маттиоли, оцениваемая в €143 млн, включает 26 работ таких художников, как Джакомо Балла, Умберто Боччони, Фортунато Деперо, Карло Карра, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди. Вместе с 35 произведениями футуристов из Музея «Новеченто» она составит, по мнению экспертов, не имеющее аналогов собрание, посвященное этому художественному направлению.

Коллекция, собранная торговцем хлопком Джанни Маттиоли в первое десятилетие после Второй мировой войны и включающая такие знаковые работы, как версия картины Баллы «Меркурий, проходящий перед Солнцем» (1914), была объявлена итальянскими властями «неделимой и уникальной» в 1973 году. С 1997 по 2015 год она выставлялась в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции, недавно побывала на выставке в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а сейчас гостит в ГМИИ. Судя по договоренности, о которой было объявлено в сентябре, коллекция достанется миланскому Музею «Новеченто» в безвозмездное пользование на пять лет, начиная с весны следующего года.

Итальянские СМИ представили эту новость как тяжелый удар для государственной Пинакотеки Брера. Ее палаццо Читтерио — здание XVIII века, приобретенное в 1972 году для произведений искусства, созданных в ХХ столетии, — уже давно рассматривалось как новый дом для коллекции Маттиоли. Газета Corriere della Sera еще в 1975 году предположила, что эти картины будут храниться именно там. В 2017-м пинакотека объявила официально, что работы будут выставлены в палаццо Читтерио, который должен был открыться в 2018 году.

Однако постоянные задержки в конечном итоге разрушили эти планы. После того как в 2018-м после многочисленных проволочек наконец была завершена реконструкция дворца стоимостью €23 млн, директор музея Джеймс Брэдберн предложил внести ряд изменений. Альберто Бонизоли, занимавший в то время пост министра культуры, принял его предложения, но вскоре, после смены правительства, ушел в отставку. Брэдберн был вынужден повторно представить свои планы, которые были окончательно утверждены лишь в январе 2021 года. Теперь открытие Читтерио запланировано на 2022-й.

Между тем в июне 2021-го начались переговоры между Джакомо Росси, внуком Маттиоли, нынешним владельцем коллекции, и Музеем «Новеченто», как рассказала его директор Анна Мария Монтальдо. По поводу этих планов она консультировалась с Брэдберном. По ее словам, они «поговорили по душам и с глубоким уважением». «Брэдберн понимает, что не сможет обеспечить коллекции Маттиоли сохранность к концу своего директорского срока», — уточнила она.

Коллекция, по мнению Монтальдо, «безусловно, сделает Музей „Новеченто“ главным в мире центром футуристического искусства». На вопрос, может ли пятилетний договор быть продлен на неопределенный срок, она ответила: «Милан — это колыбель футуризма. Будущее коллекции решит Провидение, но владелец всегда открыт для переговоров».

После реорганизации Музей «Новеченто» вновь открылся 1 октября. Работы из коллекции Джанни Маттиоли разбавят произведениями из постоянной экспозиции, а выставочное пространство станет больше. Планируется, что в 2026 году после реставрации откроется башня во дворце Аренгарио, где расположен музей, что позволит еще более расширить его собрание. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+