18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом культуры «ГЭС-2» наконец открылся, и он великолепен

В Москве состоялось открытие «ГЭС-2», созданного усилиями фонда V–A–C. Это событие не только для российской культуры: не так часто великий архитектор Ренцо Пьяно сдает гигантский объект в центре мегаполиса. Первыми гостями нового пространства стали Владимир Путин и Сергей Собянин

Примерно треть собравшихся на пресс-показе в Доме культуры «ГЭС-2» составляли иностранцы, из чего можно заключить, что открытие нового очага культуры стало событием как минимум общеевропейского, а может быть, и мирового масштаба.

Обращаясь к гостям, глава фонда V–A–C Тереза Мавика не скрывала волнения. «Это исторический день. Тринадцать лет назад у нас были амбиции рассказать миру о современном русском искусстве. Эти амбиции росли — и в какой-то момент мы захотели производить современное искусство вместе с художниками. Так родилась идея дома культуры — мастерской для всех», — сказала она.

За пять лет, пока «ГЭС-2» перестраивали из дореволюционной электростанции, Тереза Мавика не уставала быть глашатаем текущих новостей и одновременно поддерживать своим неиссякаемым энтузиазмом заинтересованность у главного инвестора всего проекта — миллиардера Леонида Михельсона. Здание неработающей электростанции на Болотной набережной он купил в октябре 2014-го за 1,744 млрд руб., что по тогдашнему курсу составляло примерно $35 млн. Как писал в 2018-м Forbes, на реконструкцию собирались потратить €150 млн. Но в процессе реализации возникли трудности: почти год вывозили 70 тыс. т железного мусора, укрепляли грунты, выкупали здания вокруг, чтобы снести их и облагородить территорию — соорудить искусственный холм и высадить 600 берез. В результате сдача объекта перенеслась с 2020 года на конец 2021-го.

По Москве ходили легенды о чудесах этой стройки. Например, о том, что компания iGuzzini, делающая недешевые осветительные приборы, изготовила корпуса для датчиков пожарной сигнализации и управления эвакуацией, в точности повторившие модели светильников в интерьере «ГЭС-2». Такая унификация помогла избежать мельтешения устройств слаботочной электрики.

«ГЭС-2» — это похожее на готический собор здание длиной 100 м, высотой 29 м и общей площадью порядка 40 тыс. кв. м. Михельсон говорил, что финальный бюджет в два раза превысил его ожидания. Но, сколько бы сотен миллионов евро здание ни стоило, вряд ли в эти дни Леонид Викторович о деньгах жалеет. Получился невиданный архитектурный объект, и, будем надеяться, в будущем получится центр культуры принципиально нового формата.

Он задуман как кросс-культурное пространство, где разные виды и формы искусства существуют вместе и параллельно (contemporary art, фотография, кино, театр, хореография, музыка в диапазоне от классических опер до рейв-вечеринок — им отвели пространство на уровне подземной парковки — и прочее). И где акцент делается не на расслабленном потреблении искусства, а на вовлечении в него и, может быть, на сотворчестве.

В «ГЭС-2» есть несколько библиотек, отель-резиденция для художников, студии для творческих занятий взрослых и детей, столярные, слесарные и керамические мастерские, комната тишины (для медитаций), точки общепита — от ресторана до столовой — и много чего еще. Одних только выставочных пространств — 6 тыс. кв. м. В них, как говорит Тереза Мавика, поместится вся Венецианская биеннале.

Чудеса здания можно перечислять бесконечно. Например, акустические купола-колпаки. По сути, под одной крышей, пусть и довольно высокой, находятся разные платформы-площадки, но звук каким-то хитрым образом сосредотачивается внутри этих площадок, не доносясь до других. За акустику отвечала компания Kahle Acoustics, ставившая звук в новой парижской филармонии.

Вдоль всего здания, под стеклянной крышей, идут две гигантские горизонтальные голубые трубы. Вместе с 70-метровыми вертикальными трубами над кровлей они составляют воздушную систему: забор воздуха осуществляется высоко над землей, что теоретически делает сам процесс дыхания внутри «ГЭС-2» более полезным, чем снаружи.

Единственное помещение, которое все-таки пристроили к старому зданию (все остальное с маниакальной аккуратностью восстанавливали), — это стеклянный актовый зал на 420 мест со сценой-трансформером. Впрочем, ни с каких видовых точек он не виден.

Но что там выставки — «ГЭС-2» надо посетить уже только ради гардероба! С одеждой посетителей в нем управляются статные молодые люди, похожие на героев фильма «Люди в черном». Перед каждым из них компьютер, они прикладывают ваш номерок к считывающему устройству, и автоматизированная система за секунду доставляет пальто к выдаче.

Оболочка этого дома еще долго будет соперничать с его содержанием. Хотя и сама Тереза Мавика, и прекрасный Ренцо Пьяно (а во время пресс-показа была устроена телеконференция с ним) не устают повторять, что стены — это всего лишь стены, а главное — та жизнь, которая в «ГЭС-2» будет проходить. И видно, что к открытию своего дома фонд V–A–C, можно сказать, выложился по полной. Одна беспрецедентная, в формате реального времени съемка ремейка «Санта-Барбары» чего стоит! И это не просто съемка, а перформанс (к тому же имеющий подзаголовок «Как не поддаться колонизации?») известного исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Снимут 100 серий, в день по серии, за чем зрители смогут наблюдать. Таким образом мы как бы заново переживем «акт колонизации» 1990-х, когда открывшаяся миру Россия невольно подпала под обаяние масскульта Запада. Не хотелось бы расстраивать куратора, но, если уж рефлексировать по поводу недавней истории, россияне «потеряли невинность» не в 1992 году с «Санта-Барбарой», а в 1988-м с «Рабыней Изаурой», когда впервые вся страна подсела на заграничный сериал. Но «Изаура» была бразильской продукцией и вряд ли имела отношение к колонизации.

45-летний Рагнар Кьяртанссон стал приглашенной звездой первого выставочного сезона «ГЭС-2». Помимо «Санта-Барбары», он курирует большую международную выставку «В Москву! В Москву! В Москву!». Центральным экспонатом стала его серия из 144 картин, она заняла гигантскую стену от пола до потолка. В них изображена банальная, бессобытийная жизнь, эдакое битье баклуш некоего лирического героя — простого человека в трусах. Серия называется «Конец Венеции». Кьяртанссон написал ее в 2009 году во время 53-й Венецианской биеннале. Полгода он снимал палаццо на Гранд-канале и фиксировал в живописи (да и в жизни) экзистенциальный кризис творческого человека. Но после пандемии и карантина эта эпохальная серия воспринимается несколько иначе — как гимн частной, ленивой жизни, в которой нет крысиных бегов за карьерой и успехом.

Вообще, произведения Рагнара Кьяртанссона очень забавны. Это такой гиньоль от современного искусства. Направляясь в «ГЭС-2», готовьтесь восхищаться архитектурой и веселиться от арта, например от видеоперформанса с задержанием вандала в Третьяковской галерее у полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Если смотреть видеоролик снова и снова — как преступника скручивает охрана и ему наподдает смотрительница, и все это на фоне кровавой картины, — то уже с третьего повтора начинаешь смеяться в голос.

Исландский задор поддержала и русская выставка «Я моторы гондолы разбираю на части». Она — о карнавале (и название — это цитата из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль»). Оказывается, в русской культуре нет такого понятия — карнавал (очевидно, потому что вся наша жизнь — сплошное веселье). Из экспонатов выставки отметим шестиканальную видеоинсталляцию Антонины Баевер «Ясный мой свет». Она посвящена Аркадию Славоросову (1957–2005) — всенародно любимому, хотя и не известному поэту, автору таких хитов, как «Электричка» Алены Апиной, «Ясный мой свет» Татьяны Булановой, «Серые глаза» Ирины Салтыковой. Лирику Славоросова перевели на английский и попросили певиц прочитать стихи. И вдруг вся поэзия приобрела невероятную глубину! Ну и Алена Апина, читающая по-английски, да еще на выставке современного искусства, — чистый когнитивный диссонанс: смотришь — и не веришь. Карнавальную выставку дополнят выступления стендаперов, лекции о природе смеха, костюмированное шествие и рейв-вечеринка.

Деятельность «ГЭС-2» построена в формате сезонов. Нынешний «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» продлится до 13 марта, последующие будут идти примерно по полгода. Известны темы пяти сезонов. Второй будет называться «Правда: зачем реализм?» (о мистификациях и фальсификациях), третий — «Мать. Почему Родина — мать?» (о гендере), четвертый — «Космос наш» и пятый — «Еле слышно» (о том, говоря словами экс креативного директора Apple Джонатана Айва, что самые революционные идеи иногда излагаются очень тихим голосом).

В общем, вы знаете, где надо обязательно бывать хотя бы раз в полгода. И кстати, вход в «ГЭС-2» бесплатный, по предварительной регистрации на сайте.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+