18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пятерка музеев современного искусства с бэкграундом электростанций

По всему миру бывшие электростанции становятся музеями современного искусства. Это радикально меняет городской ландшафт и привлекает новую аудиторию. Представляем пять таких электростанций-трансформеров к запуску Дома культуры «ГЭС-2» в Москве

Тейт Модерн, Лондон, Великобритания

Напоминающее крепость здание с высокой трубой на берегу Темзы — это Тейт Модерн, сегодня один из самых посещаемых в мире музеев современного искусства, а в прошлом — электростанция Бэнксайд. Построенная автором культовых красных телефонных будок англичанином сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, она обеспечивала электричеством ближайшие районы Лондона почти весь прошлый век. Выведенная из эксплуатации в конце ХХ столетия, электростанция смогла избежать сноса благодаря одобренной всеми идее открыть на ее месте музей. В 2000 году была реконструирована, при этом полностью сохранив внешний облик. В Турбинном зале, где раньше были огромные генераторы, теперь размещают громадные инсталляции самых знаменитых современных художников.

Тейт Модерн в Лондоне. Фото: Tate Modern
Тейт Модерн в Лондоне.
Фото: Tate Modern
Дом культуры «ГЭС-2», Москва, Россия

Расположенная по соседству с Кремлем бывшая ГЭС-2 использовалась для питания контактной сети городского трамвая и называлась «Трамвайная». Здание построено в неорусском стиле в 1907 году Василием Башкировым, архитектором, известным сотрудничеством с Виктором Васнецовым при строительстве фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. После революции электростанция перешла в подчинение МОГЭС и была переименована в ГЭС-2. Позже, в 1930-е, электростанцию использовали для отопления печально известного Дома на набережной, а во время войны — для выпуска военной продукции. Несмотря на несколько попыток модернизации, власти Москвы решили закрыть ГЭС-2 из-за общего износа и высоких издержек на ее содержание. В 2009 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году бизнесмен и меценат Леонид Михельсон выкупил его за 1,7 млрд руб. для своего фонда современного искусства V–A–C. Реконструированная по проекту знаменитейшего архитектора Ренцо Пьяно электростанция превратилась в грандиозное культурное пространство — Дом культуры «ГЭС-2» — и открылась в новом качестве 4 декабря.

Дом культуры «ГЭС-2» в Москве. Фото: Глеб Леонов
Дом культуры «ГЭС-2» в Москве.
Фото: Глеб Леонов
Электростанция искусств (Power Station of Art), Шанхай, Китай

В 2012 году после впечатляющих работ стоимостью $64 млн на месте бывшей угольной электростанции Наньши вырос первый в Китае государственный музей современного искусства. Вся внешняя отделка и помещения электростанции были реконструированы, в то время как внутренняя планировка сохранилась. В здании до сих пор остались турбины и машины, которые раньше вырабатывали энергию, а 165-метровая дымовая труба стала символом музея и важной частью архитектурного облика Шанхая. В музее регулярно проводится Шанхайская биеннале современного искусства, а также выставки европейских и китайских художников, архитекторов и дизайнеров.

Электростанция искусств в Шанхае. Фото: PSA
Электростанция искусств в Шанхае.
Фото: PSA
Электростанция Ханасаари, Хельсинки, Финляндия

Угольная электростанция со 150-метровой дымовой трубой в районе Уусимаа у Финского залива пока еще действует. Вывести ее из эксплуатации планируется к 2024 году, и если этот замысел осуществится, то к 2030 году будущий центр культуры и искусств, куда также намечен переезд Художественного музея Хельсинки, будет сопоставим по размерам с Тейт Модерн. Интересно, что электростанция на этом месте появилась очень давно, в начале ХХ столетия, а в 1960-е годы здание было заменено существующим по сей день.

Электростанция Ханасаари в Хельсинки. Фото: Wikipedia Commons
Электростанция Ханасаари в Хельсинки.
Фото: Wikipedia Commons
Музей архитектуры, Лондон, Великобритания

Свежий проект французского архитектурного ателье Atelier Zündel Cristea по превращению бывшей угольной электростанции Баттерси в культурный центр, окруженный элитной застройкой. В прошлом эта станция обеспечивала электроэнергией юг столицы Великобритании, включая подземку, дома и промышленные предприятия. Она состоит из двух кирпичных зданий в стиле ар-деко со 109-метровыми трубами, построенных с промежутком в 20 лет. Индустриальный вид электростанции пришелся по вкусу музыкантам из The Beatles, мелькавшим на ее фоне в комедийном фильме «Помощь»; ее четыре башни узнаются и на обложке альбома 1977 года Animals группы Pink Floyd. Станция перестала функционировать в 1983 году и вскоре стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, пополнив список зданий особой архитектурной и исторической значимости.

Музей архитектуры в Лондоне. Фото: Laurence Mackman
Музей архитектуры в Лондоне.
Фото: Laurence Mackman
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+