18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Год за два: книжная ярмарка non/fictio№23 возвращается в привычный график

Ярмарка интеллектуальной литературы проводится в московском Гостином Дворе 2–6 декабря. Издатели делают на нее серьезную ставку: пора возвращать себе аудиторию по всему спектру и отвоевывать позиции, несколько утраченные за время пандемии

За всю историю ярмарки non/fiction, уже достаточно долгую, не было еще случая, чтобы она проводилась дважды в одном календарном году. Но всегда что-нибудь происходит впервые. Памятные всем пандемийные обстоятельства вынудили организаторов перенести прошлый, 22-й выпуск на март 2021 года — а вот 23-й из графика не выбился и проводится в начале декабря, как планировалось.

Вообще-то, приятных событий много не бывает, и наверняка поклонники ярмарки уже успели по ней соскучиться. Тем более что многие издательства по традиции подгадывают выход новинок ко времени проведения non/fiction, и нынешний форум не стал исключением — релизы полны перечнями наименований. С кворумом на сей раз тоже все в порядке, организаторы сообщают о том, что в ярмарке участвуют 315 больших и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 18 стран. А в качестве специального гостя фигурирует Германия, в связи с чем Франкфуртской книжной ярмаркой подготовлен большой коллективный стенд. Памятуя о нашей специфике, обратим внимание читателя на свежесобранную коллекцию «Самых красивых немецких книг».

Изданий, так или иначе сопряженных с визуальными искусствами, на ярмарке, по обыкновению, много. И в обширной публичной программе — она насчитывает около 400 событий — этой «отрасли» отведено достойное место. Отдельных презентаций удостоятся самые разные книги. Например, двухтомный альбом Татьяны Юденковой «Братья Третьяковы. Коллекции» (издательство «Слово»), труд знаменитого французского слависта Рене Герра «Художники зарубежной России в искусстве книги» (издательство «Ден»), новая книга директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Хороший тон» (издательство «Молодая гвардия») или посмертное собрание сочинений искусствоведа Александры Новоженовой «Коробка с карандашами» (V–A–C Press).

Музей современного искусства «Гараж», продолжая серию справочников-путеводителей, презентует книгу «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991». А вот издательство «Арт Волхонка» обратилось к истории куда более давней и впервые в России выпустило комментированный цикл гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» — практически в том виде, как он выглядел в издании 1511 года. И уж совсем в глубины древности отправят читателя Александр Марков и Елена Наймарк, авторы книги «Эволюция человека. Книга III. Кости, гены и культура» (издательство Corpus).

Никого уже не удивляет, что по разряду «интеллектуальной литературы» теперь проходят комиксы и графические романы. Этот сектор — один из самых растущих в структуре non/fiction. Сейчас под специализированный День комиксов отведено воскресенье 5 декабря. На 6 декабря анонсирован День иллюстратора с обширной программой «ДНК книги». А еще более развернутая детская программа «Территория познания» распределена по всем дням работы ярмарки.

Гостиный Двор
Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№23
2–6 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+