18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники во Вселенной: русский космизм вышел на музейную орбиту

№96
Материал из газеты

Русский музей пытается очертить рамки одного из самых загадочных явлений в отечественном искусстве — «русского космизма». В выставку включены работы 30 художников из музеев и частных собраний, от Казимира Малевича до группы «Амаравелла»

Тема космизма — хороший повод еще раз показать звезд русского авангарда, а также художников малоизвестных и вовсе забытых в контексте вечно актуальных вопросов: Вселенная хаотична или живет по строгим, а главное, научно познаваемым законам? Если человек сможет вырваться за пределы земного притяжения, это позволит ему управлять природой и обрести бессмертие?

Выставка 30 художников из полутора десятков музеев и частных собраний предоставляет возможность поразмышлять над этим.

Казимир Малевич, защищая от критиков первый вариант «Черного квадрата», говорил, что изобразил ощущение Вселенной как огромного пустого пространства. А через несколько лет на основе супрематических построений создал знаменитые эскизы «Будущие планиты (дома) для землянитов (людей)». Соратники Малевича поддержали его. «Парящие плоскости» Лазаря Хидекеля и «Космическая посадочная» Константина Рождественского — образцы супрематического космизма. «Расхождение» и «Tраектория полета Земли вокруг Солнца» Ивана Кудряшова и «Сферическая композиция» Ивана Клюна, «Движение в пространстве» Михаила Матюшина — примеры абстрактного космизма.

В экспозицию включены также «Синий гребень» и «Два овала» Василия Кандинского, которого не принято причислять к космистам. Но известно, что он интересовался открытиями физиков-атомщиков и сравнивал создание абстрактных картин с рождением новых миров. Еще реже причисляют к космистам Наталию Гончарову. Однако картина «Пустота» как возможное изображение Вселенной была создана еще в 1913 году. «Пространство» (1958) входит в серию беспредметных композиций, посвященных теме космоса. Уже запущен первый спутник Земли, начинается космическая эра.

Филоновские «Формула космоса», «Формула Вселенной», «Победа над вечностью», «Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой рассвет» и другие картины могут привести художника в стан космистов. Но здесь больше вопросов, ведь Филонов прежде всего пытался изобразить свой внутренний мир.

Дискуссионно причисление к космистам и Павла Челищева, в его «Анатомической голове» или «Орехе» заметны попытки соединить человеческое и внеземное. Василий Чекрыгин остается религиозным художником, «иконоборцем», который создавал эскизы росписей для «Собора Воскрешающего Музея» с изображениями страстей человеческих. Хотя известно, что он читал «Философию общего дела» Николая Федорова, интересовался темой воскрешения мертвых и беспокоился за состояние Вселенной.

В этой серьезной точке необходим выдох, и выставка позволяет его сделать, предъявляя рисунки фирменного космиста Микалоюса Чюрлёниса из серий «Сотворение мира» и «Соната № 5». Картины «Ночь» и «Полуночное» созданы Николаем Рерихом в Гималаях, но они, конечно, про вселенский простор, а не про географическую точку, даже самую экстремальную. С ними рифмуются работы группы художников «Амаравелла», для которых космизм — главная и единственная тема: «Tуманность Ориона» Бориса Смирнова-Русецкого, «Далекий мир» Петра Фатеева, «Поэма утренней зари» Александра Сардана.

В 1920-е годы Константин Юон мечтал о светлом мире, создавая картины «Новая планета» и «Люди будущего». Эмблемой выставки стала абстрактная «Шаровая композиция» (1930) Валерия Кондратьева. На десерт подаются замечательные акварели Александра Лабаса — «Полет на Луну», «Город будущего», его же картины из серии «Жители отдаленных планет», а также гуаши Владимира Тамби из серии «Город будущего». Все они об одном — остаемся на Земле, дел и здесь хватает.

Государственный Русский музей
«Космизм в русском искусстве»
До 10 марта 2022

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+