18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники во Вселенной: русский космизм вышел на музейную орбиту

№96
Материал из газеты

Русский музей пытается очертить рамки одного из самых загадочных явлений в отечественном искусстве — «русского космизма». В выставку включены работы 30 художников из музеев и частных собраний, от Казимира Малевича до группы «Амаравелла»

Тема космизма — хороший повод еще раз показать звезд русского авангарда, а также художников малоизвестных и вовсе забытых в контексте вечно актуальных вопросов: Вселенная хаотична или живет по строгим, а главное, научно познаваемым законам? Если человек сможет вырваться за пределы земного притяжения, это позволит ему управлять природой и обрести бессмертие?

Выставка 30 художников из полутора десятков музеев и частных собраний предоставляет возможность поразмышлять над этим.

Казимир Малевич, защищая от критиков первый вариант «Черного квадрата», говорил, что изобразил ощущение Вселенной как огромного пустого пространства. А через несколько лет на основе супрематических построений создал знаменитые эскизы «Будущие планиты (дома) для землянитов (людей)». Соратники Малевича поддержали его. «Парящие плоскости» Лазаря Хидекеля и «Космическая посадочная» Константина Рождественского — образцы супрематического космизма. «Расхождение» и «Tраектория полета Земли вокруг Солнца» Ивана Кудряшова и «Сферическая композиция» Ивана Клюна, «Движение в пространстве» Михаила Матюшина — примеры абстрактного космизма.

В экспозицию включены также «Синий гребень» и «Два овала» Василия Кандинского, которого не принято причислять к космистам. Но известно, что он интересовался открытиями физиков-атомщиков и сравнивал создание абстрактных картин с рождением новых миров. Еще реже причисляют к космистам Наталию Гончарову. Однако картина «Пустота» как возможное изображение Вселенной была создана еще в 1913 году. «Пространство» (1958) входит в серию беспредметных композиций, посвященных теме космоса. Уже запущен первый спутник Земли, начинается космическая эра.

Филоновские «Формула космоса», «Формула Вселенной», «Победа над вечностью», «Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой рассвет» и другие картины могут привести художника в стан космистов. Но здесь больше вопросов, ведь Филонов прежде всего пытался изобразить свой внутренний мир.

Дискуссионно причисление к космистам и Павла Челищева, в его «Анатомической голове» или «Орехе» заметны попытки соединить человеческое и внеземное. Василий Чекрыгин остается религиозным художником, «иконоборцем», который создавал эскизы росписей для «Собора Воскрешающего Музея» с изображениями страстей человеческих. Хотя известно, что он читал «Философию общего дела» Николая Федорова, интересовался темой воскрешения мертвых и беспокоился за состояние Вселенной.

В этой серьезной точке необходим выдох, и выставка позволяет его сделать, предъявляя рисунки фирменного космиста Микалоюса Чюрлёниса из серий «Сотворение мира» и «Соната № 5». Картины «Ночь» и «Полуночное» созданы Николаем Рерихом в Гималаях, но они, конечно, про вселенский простор, а не про географическую точку, даже самую экстремальную. С ними рифмуются работы группы художников «Амаравелла», для которых космизм — главная и единственная тема: «Tуманность Ориона» Бориса Смирнова-Русецкого, «Далекий мир» Петра Фатеева, «Поэма утренней зари» Александра Сардана.

В 1920-е годы Константин Юон мечтал о светлом мире, создавая картины «Новая планета» и «Люди будущего». Эмблемой выставки стала абстрактная «Шаровая композиция» (1930) Валерия Кондратьева. На десерт подаются замечательные акварели Александра Лабаса — «Полет на Луну», «Город будущего», его же картины из серии «Жители отдаленных планет», а также гуаши Владимира Тамби из серии «Город будущего». Все они об одном — остаемся на Земле, дел и здесь хватает.

Государственный Русский музей
«Космизм в русском искусстве»
До 10 марта 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+