18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По дороге из Берлина в Париж звезды европейской арт-сцены сошлись в Москве

№96
Материал из газеты

Новая Третьяковка стала второй остановкой международного проекта «Многообразие/Единство». Среди 90 художников из 34 стран — Георг Базелиц, Гилберт и Джордж, Маурицио Каттелан, Аннетт Мессаже, Герхард Рихтер, Олафур Элиассон и их российские коллеги

Первый за долгое время в России передвижной проект «Многообразие / Единство» основан, скорее, на горизонтальных связях. Хотя у выставки имеются два главных организатора — Фонд искусства и культуры из Бонна, возглавляемый профессором Вальтером Смерлингом, и Государственная Третьяковская галерея, сюжет этот отнюдь не российско-немецкий, у него обширная география и богатый набор партнеров. В предмете же — современное европейское искусство от падения железного занавеса до наших дней. Ранее предполагалось, что выставка откроется сначала в Западном крыле Новой Третьяковки (она стояла в графике на ноябрь 2020 года), а затем отправится в Берлин и Париж. Однако планы подверглись корректировке из-за пандемии коронавируса. Старт проекту был дан в Берлине в июне 2021 года — выставка проходила в двух ангарах на территории бывшего аэропорта Темпельхоф. Москва становится вторым пунктом маршрута, Париж по-прежнему третий.

Московская версия выставки близка к берлинской, изменения в списке имен и в составе произведений минимальны. Все интернациональные звезды присутствуют и у нас, их перечень внушителен — назвать хотя бы Георга Базелица, Монику Бонвичини, Эрвина Вурма, Гилберта и Джорджа, Илью и Эмилию Кабаковых, Маурицио Каттелана, Аннетт Мессаже, Герхарда Рихтера, Мону Хатум, Олафура Элиассона, группу Slavs and Tatars. Суммарно в российской столице обещают показать около 300 произведений, созданных девятью десятками художников из 34 стран.

По словам Фаины Балаховской, участницы кураторской группы выставки, роль музеев и других институций в подготовке была относительно вторичной, поскольку во главу угла ставились мнения и воззрения художников. Все девять кураторов выступали скорее в качестве независимых экспертов и медиаторов, нежели чьих-то полномочных представителей. «Каждый из кураторов общался с художниками, — говорит Балаховская, — они вместе выбирали и решали, какие именно произведения должны быть показаны на выставке. Так что в данном случае важны не собрания, из которых взяты работы, а в первую очередь позиции самих авторов. Была задача дать высказаться именно им».

Отчасти по этой причине рассматривались персоны только живущих, действующих художников. Один из самых именитых участников проекта Кристиан Болтански умер в июле нынешнего года, когда берлинская выставка уже была открыта. Он успел предложить для «Многообразия / Единства» свою интерактивную работу Etre à nouveau Diversity United, одну из последних.

Ряд работ был сделан авторами специально для выставки, но есть произведения и гораздо более ранние, датированные еще 1990-ми. Чаще же всего авторы предлагали недавно законченные произведения, как было, например, с огромной инсталляцией Ансельма Кифера «Зимний путь» (2015–2020), которая нигде прежде не демонстрировалась. В целом это, конечно, не исчерпывающий обзор современного европейского искусства за три последних десятилетия, а своего рода антология, главной темой которой можно считать разговор об общих ценностях и проблемах. Причем не только о тех, которые присущи Евросоюзу. Устроители принимали в расчет художников со всего континента — «от Португалии до России, от Норвегии до Турции», как гласил берлинский пресс-релиз.

Надо признать, что мы у себя понемногу стали отвыкать от такого рода совместных международных проектов. И не только из-за пандемии. Можно вспомнить, правда, выставку 2017 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», хотя она базировалась все-таки на материале уже давнем, историческом. А здесь нам предлагается «сверить часы» и заодно поискать собственное место на актуальной художественной карте континента.

Новая Третьяковка, Западное крыло
«Многообразие / Единство. Современное европейское искусство. Берлин, Москва, Париж»
До 8 марта 2022

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+