18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

По дороге из Берлина в Париж звезды европейской арт-сцены сошлись в Москве

№96
Материал из газеты

Новая Третьяковка стала второй остановкой международного проекта «Многообразие/Единство». Среди 90 художников из 34 стран — Георг Базелиц, Гилберт и Джордж, Маурицио Каттелан, Аннетт Мессаже, Герхард Рихтер, Олафур Элиассон и их российские коллеги

Первый за долгое время в России передвижной проект «Многообразие / Единство» основан, скорее, на горизонтальных связях. Хотя у выставки имеются два главных организатора — Фонд искусства и культуры из Бонна, возглавляемый профессором Вальтером Смерлингом, и Государственная Третьяковская галерея, сюжет этот отнюдь не российско-немецкий, у него обширная география и богатый набор партнеров. В предмете же — современное европейское искусство от падения железного занавеса до наших дней. Ранее предполагалось, что выставка откроется сначала в Западном крыле Новой Третьяковки (она стояла в графике на ноябрь 2020 года), а затем отправится в Берлин и Париж. Однако планы подверглись корректировке из-за пандемии коронавируса. Старт проекту был дан в Берлине в июне 2021 года — выставка проходила в двух ангарах на территории бывшего аэропорта Темпельхоф. Москва становится вторым пунктом маршрута, Париж по-прежнему третий.

Московская версия выставки близка к берлинской, изменения в списке имен и в составе произведений минимальны. Все интернациональные звезды присутствуют и у нас, их перечень внушителен — назвать хотя бы Георга Базелица, Монику Бонвичини, Эрвина Вурма, Гилберта и Джорджа, Илью и Эмилию Кабаковых, Маурицио Каттелана, Аннетт Мессаже, Герхарда Рихтера, Мону Хатум, Олафура Элиассона, группу Slavs and Tatars. Суммарно в российской столице обещают показать около 300 произведений, созданных девятью десятками художников из 34 стран.

По словам Фаины Балаховской, участницы кураторской группы выставки, роль музеев и других институций в подготовке была относительно вторичной, поскольку во главу угла ставились мнения и воззрения художников. Все девять кураторов выступали скорее в качестве независимых экспертов и медиаторов, нежели чьих-то полномочных представителей. «Каждый из кураторов общался с художниками, — говорит Балаховская, — они вместе выбирали и решали, какие именно произведения должны быть показаны на выставке. Так что в данном случае важны не собрания, из которых взяты работы, а в первую очередь позиции самих авторов. Была задача дать высказаться именно им».

Отчасти по этой причине рассматривались персоны только живущих, действующих художников. Один из самых именитых участников проекта Кристиан Болтански умер в июле нынешнего года, когда берлинская выставка уже была открыта. Он успел предложить для «Многообразия / Единства» свою интерактивную работу Etre à nouveau Diversity United, одну из последних.

Ряд работ был сделан авторами специально для выставки, но есть произведения и гораздо более ранние, датированные еще 1990-ми. Чаще же всего авторы предлагали недавно законченные произведения, как было, например, с огромной инсталляцией Ансельма Кифера «Зимний путь» (2015–2020), которая нигде прежде не демонстрировалась. В целом это, конечно, не исчерпывающий обзор современного европейского искусства за три последних десятилетия, а своего рода антология, главной темой которой можно считать разговор об общих ценностях и проблемах. Причем не только о тех, которые присущи Евросоюзу. Устроители принимали в расчет художников со всего континента — «от Португалии до России, от Норвегии до Турции», как гласил берлинский пресс-релиз.

Надо признать, что мы у себя понемногу стали отвыкать от такого рода совместных международных проектов. И не только из-за пандемии. Можно вспомнить, правда, выставку 2017 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», хотя она базировалась все-таки на материале уже давнем, историческом. А здесь нам предлагается «сверить часы» и заодно поискать собственное место на актуальной художественной карте континента.

Новая Третьяковка, Западное крыло
«Многообразие / Единство. Современное европейское искусство. Берлин, Москва, Париж»
До 8 марта 2022

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+