18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русская версия американской мечты: всем художественным миром за океан!

Каталог выставки-реконструкции «Другие берега», проходящей сейчас в Музее русского импрессионизма, пристально изучает хронику удивительных, подчас авантюрных событий вокруг нью-йоркской «Выставки русского искусства» 1924 года

Жанр выставки-реконструкции, воссоздающей какую-нибудь знаменитую экспозицию из прошлого, вроде бы чрезвычайно прост. Мол, тут и придумывать ничего не нужно, все давно уже придумано, лишь бери и повторяй по образцу. Но на практике подобные проекты обычно испытывают множество трудностей — от исследовательских до логистических и финансовых. Не стала исключением и выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», проходящая сейчас в Москве в Музее русского импрессионизма (до 16 января). Только на поиски ее потенциальных экспонатов пришлось потратить год с лишним, а еще больше усилий понадобилось, чтобы собрать хоть часть из них в едином пространстве. Пандемийная реальность успеху проекта тоже не способствовала. Тем не менее он реализован — и сопровожден каталогом.

Важная особенность издания состоит в том, что охваченный в нем материал гораздо шире представленного на московской выставке, хотя и он не исчерпывает перечня работ, показанных почти столетие назад на выставке нью-йоркской. Абсолютный результат тут вообще едва ли достижим: в заокеанской гастроли приняли тогда участие почти 1,5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, авторами которых была примерно сотня художников. И проблема не только в большом количестве имен и названий. «Выставка русского искусства» в Нью-Йорке изначально замышлялась как сугубо коммерческое предприятие, и при всех неурядицах, которые ей сопутствовали, она все же привела к серии продаж (по итогам североамериканского тура было продано 91 произведение на сумму $45 тыс. — не нынешних, а тогдашних долларов). Некоторые приобретатели были хорошо всем известны, причем по обе стороны Атлантики — например, Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин — однако многие произведения ушли в неведомые руки, и проследить их дальнейшую судьбу не всегда возможно. А ряд работ до сих пор и вовсе не удалось с уверенностью идентифицировать. В этом смысле исследование, проведенное Музеем русского импрессионизма, можно расценивать как разведку боем.

Тем не менее история вопроса изучена неплохо. Она изложена в двух центральных статьях каталога, написанных куратором выставки Ольгой Юкиной и знаменитым Джоном Боултом, профессором Университета Южной Калифорнии, специалистом по русской культуре XX века. Если в первом случае преобладает взгляд с российской стороны, условно говоря «с нашего берега», то обзор Боулта основан преимущественно на американских источниках. Пересечения сюжетных линий при таком подходе неизбежны, что даже интереснее.

В частности, там и там рассматривается вопрос о роли советского государства в организации выставки. Ответ у обоих авторов сходен: роль эта была минимальной, хотя большевистская власть не преминула заключить с оргкомитетом договор, по которому государству причиталось 10% от доходов проекта, и к тому же отправила в Америку двух своих представителей, не имевших особых полномочий, но стремившихся порулить процессом. Отчасти это им удалось на финальной стадии, но к триумфу не привело.

Сама же по себе та инициатива была откровенно частной и политически не окрашенной. Идея зародилась у художника Сергея Виноградова и коллекционера, врача Ивана Трояновского, ее поддержали Иван Сытин, легендарный книгоиздатель, и Владимир фон Мекк, живописец-любитель и меценат. С 1922 года проект постепенно обрастал сторонниками и активистами (подключились, в частности, Игорь Грабарь и Константин Сомов), в Москве и Петрограде возникли соответствующие оргкомитеты. Интерес к начинанию проявили некоторые художники-эмигранты. Желая снять упреки в экзотичности своей затеи, устроители так объясняли выбор пункта назначения: «Америка меньше всех других стран пострадала от великой войны и потому больше других государств сохранила покупательную способность художественных произведений». Этот тезис, правда, оказался умозрительным, и размашистые бизнес-планы провалились. Джон Боулт в статье «Русское искусство захватило всю страну» называет выставку «рискованным и авантюрным предприятием».

Заокеанская одиссея продлилась в общей сложности три года. В декабре 1923-го представители оргкомитета выдвинулись из России в западном направлении. Изначальной выставкой в Нью-Йорке, проходившей в марте — апреле 1924 года в залах на 12-м этаже Большого Центрального дворца (теперь уже снесенного), дело не ограничилось. Чтобы избежать финансового краха, решено было разделить произведения на две автономные подборки и отправить их в турне по городам Среднего Запада, Калифорнии и даже Канады. Лишь в январе 1927-го непроданные произведения вернулись обратно в Москву, их раздали авторам. Из участников оргкомитета в Советскую Россию возвратились тоже не все. Словом, реализация проекта сопровождалась бесчисленными перипетиями (вплоть до чудом избегнутого землетрясения в Санта-Барбаре), рассказам о которых в числе прочего посвящены две упомянутые публикации, а также очерк Эдварда Касинца.

Несмотря на не самые выдающиеся коммерческие успехи, русская выставка 1924 года в США оставила заметный след в истории. Причем она не была авангардной — скорее, даже ретроспективной и ностальгической: на ней было множество работ, датированных дореволюционными временами, а среди участников преобладали члены «Мира искусства» и Союза русских художников, то есть отнюдь не радикалы-новаторы. И все же состав ее оказался весьма сильным. Не обошлось и без произведений, впоследствии ставших хрестоматийными — не в Америке, разумеется. На выставке-реконструкции отсутствуют некоторые знаковые вещи из музеев, как, например, «Портрет Анны Андреевны Ахматовой» (1922) Кузьмы Петрова-Водкина из ГРМ, но в каталоге они воспроизведены. Репродукций, помеченных звездочкой (что маркирует отсутствие экспонатов на московской выставке), здесь не меньше половины. А еще в каталог включено специальное приложение, где приведены архивные изображения тех работ, которые еще только предстоит разыскать где-то на просторах как минимум двух континентов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+