18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким увидели американцы русское искусство почти 100 лет назад

№94
Материал из газеты

Музей русского импрессионизма на выставке «Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924» по крупицам собрал произведения, которые после американских гастролей распылились по разным странам

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с неизвестными или малоизученными именами и явлениями в истории русского искусства. Новая выставка-исследование посвящена крупнейшему показу в США русского искусства, состоявшемуся в 1924 году. Идея организовать в Нью-Йорке выставку-продажу работ современных отечественных художников возникла у выдающегося ученого и коллекционера Ивана Трояновского и была поддержана издателем Иваном Сытиным (оба вложили в рискованный проект собственные средства), а также художником Сергеем Виноградовым, который стал председателем выставочного комитета (кстати, его персональная выставка открылась в музее в сентябре 2020 года).

Среди активных организаторов нью-йоркской выставки — Игорь Грабарь и Константин Сомов. Возможно, это единственный и последний пример столь тесного сотрудничества художников, оставшихся в Советской России, и эмигрантов. Хотя выставка была проведена под эгидой Особого комитета по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при возглавляемой Ольгой Каменевой Комиссии заграничной помощи при Президиуме ЦИК, тогда это не помешало включить в экспозицию работы русских художников, проживавших во Франции (хотя и вызвало недовольство советских властей).

В экспозицию были включены живопись Абрама Архипова, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Стани­слава Жуковского, Алексея Исупова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Николая Рериха, Алексея Рылова, Зинаиды Серебряковой, Константина Юона, графика во всевозможных техниках, в том числе работы Константина Сомова, Сергея Чехонина и Анны Остроумовой-Лебедевой, архитектурные проекты Алексея Щусева и Ивана Фомина, скульптура Сергея Коненкова, Анны Голубкиной и других, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства. После завершения показа в Нью-Йорке были сформированы Южная и Северная передвижные выставки; последняя даже добралась до Канады.

По данным Игоря Грабаря, в Нью-Йорке было продано 93 работы на сумму более $50 тыс., а в числе покупателей оказались дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, певец Федор Шаляпин и композитор Сергей Рахманинов. Грабарь писал, что «про выставку кричали неумолчно в течение двух месяцев подряд, и если собрать все о ней написанное, то это составит добрый том, достаточно объемистый. При этом ни одного отрицательного суждения…» Впрочем, вопрос о коммерческом успехе предприятия остается спорным. Так, по словам Константина Сомова, покупали «…преимущественно вещи старой школы. <…> Наши молодые художники не нравятся, и на них почти не смотрят».

В результате около сотни произведений разошлось по частным американским собраниям, что-то оказалось в других странах. Долгое время большинство этих работ нигде не выставлялось, но бум на русское искусство в 2000-х вновь вернул их на рынок.

Вещи с провенансом «Выставка русского искусства в Нью-Йорке. 1924 год» стали все чаще всплывать на международных аукционах. Специалистам Музея русского импрессионизма после скрупулезного изучения архивных документов, каталогов аукционных торгов, прессы 1920-х годов удалось установить участие в той легендарной экспозиции и разыскать более 80 работ из музейных фондов и частных собраний России и мира, в том числе из венской Альбертины, коллекций Виктора Шкулева, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева. Все они представлены на выставке. На третьем этаже музея показаны еще 18 полотен, которые, предположительно, участвовали в той выставке 1924 года (раздел так и называется — «Гипотезы»).

Музей русского импрессионизма, Москва
«Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924»
До 16 января 2022

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+