18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким увидели американцы русское искусство почти 100 лет назад

№94
Материал из газеты

Музей русского импрессионизма на выставке «Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924» по крупицам собрал произведения, которые после американских гастролей распылились по разным странам

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с неизвестными или малоизученными именами и явлениями в истории русского искусства. Новая выставка-исследование посвящена крупнейшему показу в США русского искусства, состоявшемуся в 1924 году. Идея организовать в Нью-Йорке выставку-продажу работ современных отечественных художников возникла у выдающегося ученого и коллекционера Ивана Трояновского и была поддержана издателем Иваном Сытиным (оба вложили в рискованный проект собственные средства), а также художником Сергеем Виноградовым, который стал председателем выставочного комитета (кстати, его персональная выставка открылась в музее в сентябре 2020 года).

Среди активных организаторов нью-йоркской выставки — Игорь Грабарь и Константин Сомов. Возможно, это единственный и последний пример столь тесного сотрудничества художников, оставшихся в Советской России, и эмигрантов. Хотя выставка была проведена под эгидой Особого комитета по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при возглавляемой Ольгой Каменевой Комиссии заграничной помощи при Президиуме ЦИК, тогда это не помешало включить в экспозицию работы русских художников, проживавших во Франции (хотя и вызвало недовольство советских властей).

В экспозицию были включены живопись Абрама Архипова, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Стани­слава Жуковского, Алексея Исупова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Николая Рериха, Алексея Рылова, Зинаиды Серебряковой, Константина Юона, графика во всевозможных техниках, в том числе работы Константина Сомова, Сергея Чехонина и Анны Остроумовой-Лебедевой, архитектурные проекты Алексея Щусева и Ивана Фомина, скульптура Сергея Коненкова, Анны Голубкиной и других, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства. После завершения показа в Нью-Йорке были сформированы Южная и Северная передвижные выставки; последняя даже добралась до Канады.

По данным Игоря Грабаря, в Нью-Йорке было продано 93 работы на сумму более $50 тыс., а в числе покупателей оказались дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, певец Федор Шаляпин и композитор Сергей Рахманинов. Грабарь писал, что «про выставку кричали неумолчно в течение двух месяцев подряд, и если собрать все о ней написанное, то это составит добрый том, достаточно объемистый. При этом ни одного отрицательного суждения…» Впрочем, вопрос о коммерческом успехе предприятия остается спорным. Так, по словам Константина Сомова, покупали «…преимущественно вещи старой школы. <…> Наши молодые художники не нравятся, и на них почти не смотрят».

В результате около сотни произведений разошлось по частным американским собраниям, что-то оказалось в других странах. Долгое время большинство этих работ нигде не выставлялось, но бум на русское искусство в 2000-х вновь вернул их на рынок.

Вещи с провенансом «Выставка русского искусства в Нью-Йорке. 1924 год» стали все чаще всплывать на международных аукционах. Специалистам Музея русского импрессионизма после скрупулезного изучения архивных документов, каталогов аукционных торгов, прессы 1920-х годов удалось установить участие в той легендарной экспозиции и разыскать более 80 работ из музейных фондов и частных собраний России и мира, в том числе из венской Альбертины, коллекций Виктора Шкулева, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева. Все они представлены на выставке. На третьем этаже музея показаны еще 18 полотен, которые, предположительно, участвовали в той выставке 1924 года (раздел так и называется — «Гипотезы»).

Музей русского импрессионизма, Москва
«Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924»
До 16 января 2022

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+