18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Турбинный зал Тейт Модерн заполнили гигантские парящие роботы

Американская художница Аника Йи создала для Тейт Модерн семью «аэробов», которая реагирует на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров. Еще одной составляющей инсталляции стали запахи

Два вида «умных» роботов обосновались в элитном жилье на берегу Темзы — Турбинном зале Тейт Модерн. Эти летающие сферы, носящие название «аэробы», создала нью-йоркская художница Аника Йи. Населяющие пещероподобное пространство объекты делятся на планулы (по форме похожие на луковицу) и ксенодузы (с разноцветными щупальцами). Вдохновленные обитателями океана и грибами, эти наполненные гелием формы перемещаются по воздуху благодаря роторам и маленьким аккумуляторам. По словам Йи, все вместе они создают в музее «экосистему», взаимодействуя с окружающим пространством и посетителями и демонстрируя индивидуальное и групповое поведение.

Появление этой необычной парящей семьи стало возможным благодаря немыслимому объему работы и технологий. При создании летательных аппаратов специалисты использовали программное обеспечение, позволяющее каждому роботу двигаться в воздухе по собственной уникальной траектории. Это обеспечение, носящее название «программа искусственной жизни», генерирует для летающих сфер огромное количество потенциальных траекторий, тем самым симулируя непредсказуемые процессы, происходящие в живой природе. Технологии такого рода обычно используются в научных исследованиях, но иногда их применяют и для создания реалистичных спецэффектов и анимации.

Роботы реагируют на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров, расположенных в разных частях Турбинного зала. Передаваемые сигналы влияют на них и индивидуально, и как на группу. «Аэробы общаются друг с другом непонятными нам способами. Это как танец пчелы или феромоновый след муравьев», — говорится в пресс-релизе Тейт Модерн.

Йи не только возвращает машины — правда, совершенно иного толка, чем когда-то стоявшие тут турбины, — в пустое чрево Турбинного зала, центрального пространства бывшей электростанции, но и использует их для того, чтобы поставить под вопрос наши представления об интеллекте и о мозге как его основном передатчике. «Искусственный интеллект в основном функционирует как сознание без тела, но живые организмы узнают очень многое о мире через ощущения, — рассказывает она. — Знания, получаемые из телесного опыта, из взаимодействия с другими созданиями и с разными типами окружающей среды, называются физическим интеллектом. Что если искусственный интеллект мог бы обучаться через ощущения? Могло бы у машин развиться собственное восприятие мира? Могли бы они стать независимыми от людей? Могли бы они обмениваться информацией с растениями, животными и микроорганизмами?»

Еще один элемент работы Йи — это запахи: художница «ваяет» воздух, создавая, по ее собственному выражению, «аромаландшафты». Как и поведение роботов, сочетание запахов, распространяемых в помещении, будет меняться на протяжении выставки. Йи подбирала запахи, вдохновляясь историей района Бэнксайд, где находится Тейт Модерн. В их числе ароматы моря докембрийского периода (самого раннего периода истории Земли), растительности мелового периода (около 145 млн лет назад), специй, которые использовались в надежде побороть чуму в XIV веке, и запах угля и озона периода промышленной революции. «Йи интересует политика воздуха и влияние, которое на нее оказывают смена установок, неравенство и осознание экологических проблем, — объясняет пресс-релиз. — Пространство не пусто, оно заполнено воздухом, от которого все мы зависим».

«Йи создает незабываемые инсталляции, используя новейшие научные идеи и экспериментальные материалы самым неожиданным образом, — подчеркивает директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис. — Результат не только воздействует на наши ощущения, но и работает с фундаментальными вопросами современности, касающимися взаимоотношений человечества с природой и технологиями».

Тейт Модерн, Лондон
«Hyundai Commission. Аника Йи: влюбиться в мир»
До 16 января 2022 (вход бесплатный, по предварительной записи)

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+