18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Турбинный зал Тейт Модерн заполнили гигантские парящие роботы

Американская художница Аника Йи создала для Тейт Модерн семью «аэробов», которая реагирует на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров. Еще одной составляющей инсталляции стали запахи

Два вида «умных» роботов обосновались в элитном жилье на берегу Темзы — Турбинном зале Тейт Модерн. Эти летающие сферы, носящие название «аэробы», создала нью-йоркская художница Аника Йи. Населяющие пещероподобное пространство объекты делятся на планулы (по форме похожие на луковицу) и ксенодузы (с разноцветными щупальцами). Вдохновленные обитателями океана и грибами, эти наполненные гелием формы перемещаются по воздуху благодаря роторам и маленьким аккумуляторам. По словам Йи, все вместе они создают в музее «экосистему», взаимодействуя с окружающим пространством и посетителями и демонстрируя индивидуальное и групповое поведение.

Появление этой необычной парящей семьи стало возможным благодаря немыслимому объему работы и технологий. При создании летательных аппаратов специалисты использовали программное обеспечение, позволяющее каждому роботу двигаться в воздухе по собственной уникальной траектории. Это обеспечение, носящее название «программа искусственной жизни», генерирует для летающих сфер огромное количество потенциальных траекторий, тем самым симулируя непредсказуемые процессы, происходящие в живой природе. Технологии такого рода обычно используются в научных исследованиях, но иногда их применяют и для создания реалистичных спецэффектов и анимации.

Роботы реагируют на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров, расположенных в разных частях Турбинного зала. Передаваемые сигналы влияют на них и индивидуально, и как на группу. «Аэробы общаются друг с другом непонятными нам способами. Это как танец пчелы или феромоновый след муравьев», — говорится в пресс-релизе Тейт Модерн.

Йи не только возвращает машины — правда, совершенно иного толка, чем когда-то стоявшие тут турбины, — в пустое чрево Турбинного зала, центрального пространства бывшей электростанции, но и использует их для того, чтобы поставить под вопрос наши представления об интеллекте и о мозге как его основном передатчике. «Искусственный интеллект в основном функционирует как сознание без тела, но живые организмы узнают очень многое о мире через ощущения, — рассказывает она. — Знания, получаемые из телесного опыта, из взаимодействия с другими созданиями и с разными типами окружающей среды, называются физическим интеллектом. Что если искусственный интеллект мог бы обучаться через ощущения? Могло бы у машин развиться собственное восприятие мира? Могли бы они стать независимыми от людей? Могли бы они обмениваться информацией с растениями, животными и микроорганизмами?»

Еще один элемент работы Йи — это запахи: художница «ваяет» воздух, создавая, по ее собственному выражению, «аромаландшафты». Как и поведение роботов, сочетание запахов, распространяемых в помещении, будет меняться на протяжении выставки. Йи подбирала запахи, вдохновляясь историей района Бэнксайд, где находится Тейт Модерн. В их числе ароматы моря докембрийского периода (самого раннего периода истории Земли), растительности мелового периода (около 145 млн лет назад), специй, которые использовались в надежде побороть чуму в XIV веке, и запах угля и озона периода промышленной революции. «Йи интересует политика воздуха и влияние, которое на нее оказывают смена установок, неравенство и осознание экологических проблем, — объясняет пресс-релиз. — Пространство не пусто, оно заполнено воздухом, от которого все мы зависим».

«Йи создает незабываемые инсталляции, используя новейшие научные идеи и экспериментальные материалы самым неожиданным образом, — подчеркивает директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис. — Результат не только воздействует на наши ощущения, но и работает с фундаментальными вопросами современности, касающимися взаимоотношений человечества с природой и технологиями».

Тейт Модерн, Лондон
«Hyundai Commission. Аника Йи: влюбиться в мир»
До 16 января 2022 (вход бесплатный, по предварительной записи)

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+