18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Турбинный зал Тейт Модерн заполнили гигантские парящие роботы

Американская художница Аника Йи создала для Тейт Модерн семью «аэробов», которая реагирует на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров. Еще одной составляющей инсталляции стали запахи

Два вида «умных» роботов обосновались в элитном жилье на берегу Темзы — Турбинном зале Тейт Модерн. Эти летающие сферы, носящие название «аэробы», создала нью-йоркская художница Аника Йи. Населяющие пещероподобное пространство объекты делятся на планулы (по форме похожие на луковицу) и ксенодузы (с разноцветными щупальцами). Вдохновленные обитателями океана и грибами, эти наполненные гелием формы перемещаются по воздуху благодаря роторам и маленьким аккумуляторам. По словам Йи, все вместе они создают в музее «экосистему», взаимодействуя с окружающим пространством и посетителями и демонстрируя индивидуальное и групповое поведение.

Появление этой необычной парящей семьи стало возможным благодаря немыслимому объему работы и технологий. При создании летательных аппаратов специалисты использовали программное обеспечение, позволяющее каждому роботу двигаться в воздухе по собственной уникальной траектории. Это обеспечение, носящее название «программа искусственной жизни», генерирует для летающих сфер огромное количество потенциальных траекторий, тем самым симулируя непредсказуемые процессы, происходящие в живой природе. Технологии такого рода обычно используются в научных исследованиях, но иногда их применяют и для создания реалистичных спецэффектов и анимации.

Роботы реагируют на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров, расположенных в разных частях Турбинного зала. Передаваемые сигналы влияют на них и индивидуально, и как на группу. «Аэробы общаются друг с другом непонятными нам способами. Это как танец пчелы или феромоновый след муравьев», — говорится в пресс-релизе Тейт Модерн.

Йи не только возвращает машины — правда, совершенно иного толка, чем когда-то стоявшие тут турбины, — в пустое чрево Турбинного зала, центрального пространства бывшей электростанции, но и использует их для того, чтобы поставить под вопрос наши представления об интеллекте и о мозге как его основном передатчике. «Искусственный интеллект в основном функционирует как сознание без тела, но живые организмы узнают очень многое о мире через ощущения, — рассказывает она. — Знания, получаемые из телесного опыта, из взаимодействия с другими созданиями и с разными типами окружающей среды, называются физическим интеллектом. Что если искусственный интеллект мог бы обучаться через ощущения? Могло бы у машин развиться собственное восприятие мира? Могли бы они стать независимыми от людей? Могли бы они обмениваться информацией с растениями, животными и микроорганизмами?»

Еще один элемент работы Йи — это запахи: художница «ваяет» воздух, создавая, по ее собственному выражению, «аромаландшафты». Как и поведение роботов, сочетание запахов, распространяемых в помещении, будет меняться на протяжении выставки. Йи подбирала запахи, вдохновляясь историей района Бэнксайд, где находится Тейт Модерн. В их числе ароматы моря докембрийского периода (самого раннего периода истории Земли), растительности мелового периода (около 145 млн лет назад), специй, которые использовались в надежде побороть чуму в XIV веке, и запах угля и озона периода промышленной революции. «Йи интересует политика воздуха и влияние, которое на нее оказывают смена установок, неравенство и осознание экологических проблем, — объясняет пресс-релиз. — Пространство не пусто, оно заполнено воздухом, от которого все мы зависим».

«Йи создает незабываемые инсталляции, используя новейшие научные идеи и экспериментальные материалы самым неожиданным образом, — подчеркивает директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис. — Результат не только воздействует на наши ощущения, но и работает с фундаментальными вопросами современности, касающимися взаимоотношений человечества с природой и технологиями».

Тейт Модерн, Лондон
«Hyundai Commission. Аника Йи: влюбиться в мир»
До 16 января 2022 (вход бесплатный, по предварительной записи)

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+