18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последствия записки, найденной в голове

№95
Материал из газеты

Биография Луисы Рольдан, женщины-скульптора из Испании XVII века, буквально на глазах обретает явственные очертания. Благодаря книге, написанной Кэти Холл ван ден Элсен и ставшей первой в серии «Просвещенные женщины-художники»

Самым первым документом с упоминанием Луисы Рольдан (1652–1706) в качестве автора произведения была записка, обнаруженная в полой голове деревянной скульптуры Ecce Homo («Се Человек») (1684) в ходе реставрации в 1980-е годы. В записке сообщалось следующее: «Эта работа создана руками высокочтимого художника доньи Луисы Рольдан и ее мужа Луиса Антонио де лос Аркоса, которые просят тех, кто читает это послание, помолиться Господу о помиловании их душ».

Резная фигура, изображающая мучения Христа, была создана в период становления Рольдан как самостоятельного мастера — после того, как она покинула скульптурную мастерскую отца в Севилье и открыла собственную в Кадисе (позже у нее были мастерские в Андалусии и в Мадриде). В первой на английском языке монографии о Луисе Рольдан, написанной Кэти Холл ван ден Элсен, содержится не только рассказ об этой работе и о найденной записке — в ней воспроизведено еще и прошение 19-летней Луисы, адресованное церковным властям, о позволении выйти замуж против воли отца.

Загадочные обстоятельства ее замужества лишь подчеркивают сложность задачи, стоявшей перед автором книги. О личной жизни Рольдан известно столь же мало, сколь о ее творчестве. О том, что скульптуры из поли­хромного дерева и терракоты выполнены именно ею, можно лишь догадываться, читая между строк контракты, подписанные ее отцом, и выискивая намеки на участие Луисы и двух ее сестер-скульпторов. По тому же принципу составлены и более поздние контракты о совместной работе, подписанные ее мужем. Сама Рольдан редко подписывала свои произведения.

А вот информацию о ее отце, Педро Рольдане, найти в архивах было не так уж сложно, поэтому в книгу включена целая глава, посвященная его работам. Она дополнена другими главами, где предъявлены результаты кропотливых исследований и проведена тщательная пере­оценка работ, атрибутированных Луисе. Но предстоит сделать еще многое, и монография лишь стимулирует дальнейшие исследования. Хотя каталог дошедших до нас работ Рольдан время от времени пополняется (в приложении к книге есть перечень произведений, находящихся в государственных и церковных коллекциях), ее биография все же остается туманной.

Есть одна сторона жизни Луисы Рольдан, которая прежде почти не обсуждалась и не очень принималась во внимание, — это значение гендера в ее карьере. И в нынешней книге об этом говорится недостаточно, даже несмотря на то, что она открывает новую серию «Просвещенные женщины-художники», отвечающую, как отмечает редактор книги Эрика Гаффни, широкому общественному интересу к «художницам, которые были почти забыты для истории». Со временем должны выйти монографии о 15 художницах эпохи Возрождения и барокко, среди них Клара Петерс и Хосефа де Обидос. Добавим, что Рольдан — единственный скульптор и одна из немногих испанских художниц в этой серии.

Хотя ее фигура в истории искусства стоит несколько обособленно, созданные Рольдан скульптуры из терракоты и полихромного дерева вызывают все больший интерес. За последние пять лет их приобрели Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей скульптуры в Вальядолиде и Музей изящных искусств Севильи. «На арт-рынке, несомненно, еще будут появляться ее неизвестные работы и новые биографические документы, — пишет Холл ван ден Элсен. — Мы намерены и дальше способствовать пониманию того, что Луиса Рольдан — важное явление в испанской истории». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+