18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Мастерская Боттичелли в роли лаборатории новаций и идей

№95
Материал из газеты

Музей Жакмар — Андре представляет самого популярного мастера итальянского Кватроченто Сандро Боттичелли как успешного предпринимателя и талантливого дизайнера

Куратор выставки работ одного из самых известных мастеров итальянского Возрождения Сандро Боттичелли в Музее Жакмар — Андре Ана Дебенедетти сосредоточила свое внимание на «художнике в роли дизайнера» и функции его мастерской как «лаборатории идей».

Эта выставка дает зрителю возможность заново оценить знаковые работы Боттичелли в контексте популярных серий и «спин-оффов», которые создавали его одаренные подмастерья. К 1470-му, за годы до того, как Боттичелли создал «Весну» (1477–1478) и «Рождение Венеры» (1482–1483) (обе хранятся в Галерее Уффици и не предоставляются на выставки в других музеях), его мастерская уже активно работала и считалась одной из лучших во Флоренции. Так что, хотя обе эти вершины художественного мастерства несут на себе печать индивидуального таланта Боттичелли, к их созданию, несомненно, приложили руку и его подмастерья.

В выставку вошло множество ключевых работ мастера, в том числе «Мадонна с книгой» (1480, Музей Польди-Пеццоли в Милане) и «Прекрасная Симонетта» (около 1480, Штеделевский институт во Франкфурте-на-Майне), демонстрирующих все характерные черты произведений, которые дают основания приписывать их самому Боттичелли.

Экспозиция погружает посетителей в художественную атмосферу Флоренции XV века и показывает мастерскую художника «не только как физическую организацию в смысле мастера и его помощников, но и как особую творческую установку, когда вы адаптируете и изобретаете в границах очень узкого репертуара форм, например в сфере религиозных образов», — объясняет Дебенедетти. Парижская выставка исследует «восторг воспроизведения мотивов в живописи». Две чувственные «целомудренные Венеры» проиллюстрируют еще одну стратегию боттичеллиевской мастерской: мотивы одних работ — в данном случае «Рождения Венеры» — брались и превращались в очень удачные образы в совершенно другой форме, вне связи с оригинальным контекстом.

Сегодня исследователям известны имена некоторых из подмастерьев Боттичелли, однако, по словам куратора выставки, «очень трудно связать эти имена с конкретными произведениями, ведь от подмастерьев требовалось выполнять указания и никоим образом не выделяться». Тем не менее на выставке сделана попытка назвать ряд имен на основании архивных документов и, например, с осторожностью предположить, что подмастерьем, известным как Мастер готических зданий, был Якопо Фоски.

Еще одна удача — включение в экспозицию алтарного образа Боттичелли «Коронование Богоматери» (около 1492), предоставленного Художественным музеем Басс в Майами-Бич. Картина, которая прежде не экспонировалась в Европе, воссоединилась с четырьмя панелями своей пределлы, выполненными Якопо Фоски.

Как же Боттичелли удалось выработать свой фирменный стиль — одновременно утонченный и индивидуальный, но при этом гибкий, применимый и к живописи, и к изящному дизайну вышивок, шпалер и инкрустаций? Выставка отвечает на этот вопрос, прослеживая эволюцию стиля Боттичелли от ранних работ к поздним. 

Музей Жакмар — Андре
«Боттичелли. Художник и дизайнер»
До 24 января 2022

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+