18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Братков: «Хочется, чтобы все смотрели и думали: еще, еще!»

№95
Материал из газеты

В московской галерее Ovcharenko открылась выставка художника, преподавателя Школы Родченко Сергея Браткова «БЫЛО/СТАЛО». Он рассказал, как из политики может возникнуть поэзия, и спрогнозировал новый мировой расцвет абстракционизма

Как возникла идея выставки «БЫЛО/СТАЛО», вокруг каких образов собирается ваше высказывание?

Виктор Мизиано курирует серию выставок «Удел человеческий», и я подумал, что у меня тоже есть собственная серия выставок в галерее Ovcharenko и ее можно назвать просто «Удел». Удел — это старорусское слово, обозначающее княжество при правителе. В галерее у меня идут выставки с периодичностью где-то раз в три года. В 2011 году «Ни войны, ни мира», в 2014-м — «Заговор», в 2018-м — «Нас тут нет», а сейчас — «БЫЛО/СТАЛО».

Досье

Сергей Братков — художник, работает с фото, видео и инсталляциями. Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко и курирует выставки. Родился в 1960 году в Харькове. Окончил Харьковскую художественную школу им. И.Е.Репина и Харьковский политехнический институт. В 1970-х начинает заниматься концептуальной фотографией, делает коллажи и объекты. Состоял в «Группе быстрого реагирования» вместе с Борисом и Викторией Михайловыми, Сергеем Солонским. Участник Биеннале в Сан-Паулу (2002), Manifesta (2004), Венецианской биеннале (2003, 2007, 2011). Лауреат государственной премии «Инновация» в главной номинации «Произведение визуального искусства» (2009).

Еще…

Галерея издала каталог моих работ «Нас тут нет» с неоновыми надписями, которые я делал на протяжении десяти лет. Их получилось около двадцати, и они все для меня важны. Когда галерея решила сделать презентацию каталога, у меня возникла идея инсталлировать крупноформатную работу размером 5х2 м — «БЫЛО/СТАЛО», о которой я давно думал, и она лежала у меня в архиве. Так появилась идея выставки.

Почему вы решили работать с неоном?

Как и многие художники, я в свое время писал стихи, играл в рок-группе, и тогда же родилась моя первая крылатая фраза, которая пошла в народ: «Лучше делать гадости, чем жить без радости». Свою первую неоновую работу я сделал в 2010 году для выставки «Футурология» в «Гараже» и придумал для нее лозунг «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо!». Мне показалось, что неоновая надпись будет выглядеть футуристически на черно-белом фотографическом фоне и иметь что-то общее с рекламой.

Мне нравится сочетать в работах слоганы и фото. У меня вначале рождается текст, потом я ищу к нему изображение, но между ними обязательно должна быть дистанция.

Можете рассказать о работах на выставке?

На выставке четыре работы, три из них крупноформатные. Мои выставки формируются постепенно. Для меня очень важна идея первой работы, а за ней уже складывается вся остальная выставка. Ищу баланс пространства, моего внутреннего состояния и возможностей, конечно.

«БЫЛО/СТАЛО» — это работа о том, что ничего в жизни не меняется?

Перед нами фото фасада дома с двумя дверьми, между которыми располагается магазин в состоянии ремонта, его окна закрашены белой краской. На левой двери — надпись «БЫЛО», а на правой — «СТАЛО». Человек родился — это то, что уже совершилось, то есть «было», а после его смерти наступает «стало». Получается, что вся наша жизнь длиной в ремонт, потому что как только появляется новый человек, он начинает болеть и его нужно ремонтировать. К старости требуется уже серьезный «капитальный» ремонт. Наконец «стало» — конец, обретенное место на кладбище.

Еще один минималистичный образ на выставке — это фотография стены галереи.

Это вертикально вытянутая фотография стены галереи Ovcharenko, наклеенная на настоящую стену, как бы фотообои, из-под которых торчит кем-то забытая стремянка. Каждая моя выставка связана с этой стенкой, новая меняет прежнюю, между ними застревают дни, проведенные в работе, в контексте всей выставки «БЫЛО/СТАЛО» по сути ничего не меняется. Я дал работе название «Фасад».

Инсталляция с большими нулями — это образ 2000-х?

Есть известная поговорка «Без языка и колокол нем». В истории были колокола без языка, а у меня «Рот без языка». Она тоже большого размера — 3х2 м, но плоская, как и все работы на выставке, выдержана в черно-белой эстетике, это отражает идею полярности «было» и «стало». Работа состоит из четырех больших овалов, они обозначают нули 2000-х, в которых находятся обрывки электропроводов. Все выглядит так, будто планировался яркий светильник, но его то ли забыли сделать, то ли он давно перегорел, а может, и лампочки разворовали. Что-то стало лучше, что-то хуже — плюс и минус уравновешиваются, в результате остается ноль. Сгоревшее время.

Вам очень важно показать поэтический образ, не так ли?

Я прожил долгую жизнь и начинал свой путь в качестве социального художника. Знаю, что из политики может вытекать поэзия, но чаще наоборот.

Как художнику в нынешних условиях отвечать на острую социальную повестку и браться за актуальные темы?

Телеканал «Дождь» пригласил меня к себе в студию. Вот думаю, пойду как иностранный агент в гости к иностранному агенту. Ведь любой художник у нас — иностранный агент, потому что он находится в диалоге с международным искусством. Своим студентам я советую говорить о том, что их сильно волнует. Предположим, вас занимают гендерные вопросы или искусственный разум, толерантность, но если у вас больная собака и вы с ней проводите очень много времени, она будет сидеть у вас в голове и станет для вас самой важной. То, что человек близко переживает, — об этом в первую очередь и надо говорить в своих работах.

Когда эта выставка рождалась, какие у вас были самые острые переживания?

Я переживаю из-за политики. Люди в возрасте вообще больше читают новостей и интересуются политикой — такая у них беда.

Вы сейчас решаете для себя какие-то художественные вопросы?

Для меня важно видение искусства как коллажа. Мне нравится непредсказуемый результат. Мы все согласимся, что хороших работ сейчас появляется очень мало, но именно они нас вдохновляют и удивляют. Искусство — это чудо. Производство чудес — недешевое занятие. Не у многих есть возможности, чтобы стать фокусником Копперфильдом. Тем не менее маленькое чудо можно совершить даже шариковой ручкой. Мне хочется достичь эффекта удивления, чтобы искусство было крейзи, чтобы все смотрели и думали: еще, еще!

Какие художники сейчас вдохновляют больше всего?

Конечно, на меня влияют художники, с которыми я был знаком и лично общался. Например, Пол Маккарти и Франсис Алис. Я интересуюсь современной живописью не только потому что рисую, но и потому что мои студенты тоже ей интересуются. Сейчас меня меньше волнует фотография, чем раньше. В моем творчестве она выполняет подчиненную роль — функцию задника или материала для коллажа.

Вы ощущаете влияние пандемии? Вы что-то делали во время локдауна?

Поскольку я не мог ходить в мастерскую, то занимался тем, что сидел дома и искал новые идеи. Меня заинтересовали полотенца как материал для коллажей, и я начал собирать визуальный материал. Google помог раскопать фабрику с романтическим названием «Авангард», которая находится в Юрьеве-Польском. Это старейшее ткацко-отделочное предприятие, выпускающее пестротканые полотенца. Здесь напрямую воплотились идеи Малевича о том, что искусство должно принадлежать массам и авангардными картинами можно вытереть свою спину, мне это очень понравилось. Я начал составлять смысловые и абстрактные композиции из полотенец.

Что вы думаете про молодое поколение художников, своих учеников в Школе Родченко?

Они дерзкие и самоуверенные, не признают своих ошибок. Этому можно позавидовать. Сам я постоянно корю себя за ошибки и все время их анализирую. Бесшабашность студентов — это прекрасно, она дает преподавателям энергию. По большому счету, ребята, которые были моими студентами, сегодня являются ведущими молодыми российскими художниками, перечислю их в алфавитном порядке: Саша Кутовой, Женя Музалевский, Катя Муромцева, Олег Устинов, Егор Федоричев. Другие имена на подходе, вы скоро их узнаете. Я ими горжусь.

В более ранних художественных практиках начала 2000-х ощущалось больше свободы в методах работы?

Хорошее искусство всегда было провокативным. Вспомним о работе Ханса Хааке, который рассказал о связи музея Гуггенхайма с теневым дельцом и недвижимостью. Это дерзко и нагло. Можно сейчас представить такую работу в музее? Сегодня институциональная политика определяет, что можно показать, а что нельзя. Институция выполняет роль переводчика между художником и зрителем, а также берет на себя роль интерпретатора. Вопрос в том, какие могут совершаться провокации в сторону собственного переводчика.

Вы уже десять лет преподаете в Школе Родченко. Как менялась эта институция?

Вектор в искусстве меняется со временем, как и профиль школы, который сегодня во многом связан с постинтернетом. С момента своего создания Школа Родченко была практически фотошколой, сегодня же ее выпускники могут найти себе применение в дизайне или в медиа. Благодаря полученным в школе навыкам они запросто могут иллюстрировать работы ученых или быть ассистентами известных инфлюенсеров, оказывать различные дизайнерские и медиауслуги в TikTok и Instagram. В начале 2000-х было очень много фотографов, существовала развитая fashion-индустрия, глянец, а сейчас эта индустрия ушла в интернет. Потребность в фотографах значительно уменьшилась.

Что делать всем остальным художникам, которые хотят попробовать себя в живописи или графике?

Нужно давать им эту возможность. На самом деле многие ребята, которые приходят ко мне учиться, охвачены страстью делать графику или живопись. Работа в этих традиционных медиа позволяет замедлить скорость жизни. Ты заходишь в свою келью-мастерскую и отключаешься — впадаешь в состояние медитации. Живопись и графика имеют терапевтические свойства. С другой стороны, они дают и заработок. Мы видим, что многие российские художники, которые раньше занимались видео или концептуальным искусством, в конце концов приходят к живописи.

Какой сейчас идейный вектор можно наблюдать в современном искусстве?

На искусство сильно влияют технологии. 3D-сканирование в производстве скульптуры стало повсеместным. Новые полимерные материалы позволяют добиваться необычайной искусственности в скульптурных объектах, что делает их более загадочными. Расширенные возможности электронного принта на различных поверхностях создают новые интенции для абстракции. Сейчас из-за политики толерантности становится все меньше фигуративных работ с изображением человека, увеличивается количество абстрактных работ. Думаю, что когда-то мы придем к глобальному абстрактному искусству. Видно, как сегодня этот дисбаланс компенсируется за счет афроамериканской фигуративной живописи.

Наблюдается большой интерес к цифровому искусству, и он будет только возрастать. С другой стороны, я вижу и слышу, что молодые айтишники покупают у художников рисуночки — то, что сделано ручками, поэтому у нас неплохая перспектива на будущее. Рукотворное искусство никуда не исчезнет.

Галерея Ovcharenko
«БЫЛО/СТАЛО»
До 4 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+