18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Черные реставраторы» бросают тень на всех остальных

№95
Материал из газеты

Дополнительное регулирование в области реставрации произведений искусства не повредит, но что делать с тщеславием реставраторов, которое зачастую побуждает их заниматься фальсификацией?

Британский реставратор азиатских древностей Нил Перри Смит, арестованный в июле 2021 года, не первый специалист в этой области, оказавшийся втянутым в преступную деятельность. Смита экстрадировали в США, где ему предъявили обвинение по 29 пунктам за предполагаемую расчистку и реставрацию древностей для дилера Субхаша Капура, которого обвиняют в сговоре с целью незаконного вывоза и сбыта на нью-йоркском арт-рынке исторических ценностей из Камбоджи, Непала и Таиланда на общую сумму приблизительно $143 млн. Еще одному британскому реставратору, Ричарду Салмону, предъявили обвинения в том, что он помогал скрыть настоящее происхождение артефактов. Ни с Салмоном, ни со Смитом не удалось связаться для комментариев.

«Если бы реставраторы не помогали замаскировывать похищенные реликвии, торговцам нелегально вывезенными древностями нечего было бы продавать, — считает окружной прокурор Манхэттена Сай Вэнс. — За каждой сетью незаконного оборота древностей, ради наживы паразитирующей на культурном наследии, стоит кто-то, кто перебирает и реставрирует краденые предметы, чтобы придать этой криминальной деятельности видимость законности».

Свежее расследование напоминает дело другого печально известного британского реставратора, Джонатана Тоукли-Пэрри, в конце 1990-х отсидевшего в тюрьме три года из шести за то, что до неузнаваемости преображал подлинные древности, маскируя их под безвкусные туристические сувениры, чтобы их можно было беспрепятственно вывозить из Египта. А два самых известных фальсификатора искусства — Томас Китинг (умерший в 1984 году) и Эрик Хебборн (убитый в Риме в 1996 году) — в начале карьеры тоже позиционировали себя как реставраторы.

Сравнительно недавно реставратор Мухаммед Аман Сиддик оказался в числе обвиняемых по делу о мошенничестве, связанному с подделкой картин одного из самых знаменитых художников Австралии Бретта Уайтли. В 2016 году его признали виновным вместе с арт-дилером Питером Стенли Гантом, но годом позже оправдали, а судья заявил, что суд не обладает необходимой компетенцией для того, чтобы установить авторство спорных произведений.

«Зачастую такими реставраторами-фальсификаторами движет тщеславие, желание доказать, что они ничем не хуже художника, которого подделывают, и, возможно, еще желание обвести вокруг пальца мир искусства, — объясняет Саймон Гиллеспи, авторитетный лондонский специалист в области реставрации и консервации художественных произведений. — Если им это удается, они долго хранят свою тайну, а потом пишут мемуары и становятся знаменитыми».

Подобные громкие дела заставляют задуматься, достаточно ли строго регулируется эта индустрия. Тот же вопрос возникает в связи с такими неудачными опытами, как, например, «реставрация» копии «Непорочного зачатия» Бартоломе Эстебана Мурильо в Испании, ставшая мемом в 2020 году после того, как реставратор мебели исказил черты оригинала до полной неузнаваемости.

«Как правило, в подобных случаях речь идет о художниках-псевдореставраторах, и их действия имеют очень серьезные последствия для исторического наследия», — говорит Франсиско Мануэль Эспехо Хименес, президент Профессиональной ассоциации хранителей и реставраторов Испании (ACRE), которая борется за введение законодательного регулирования этой сферы.

Хотя в Великобритании деятельность этих профессионалов никак не регулируется, у Института консервации (ICON) есть собственная система аккредитации.

«Все члены обязаны соблюдать этический кодекс, и на каждого из них может быть подана жалоба, которую непременно рассмотрят и в случае необходимости примут соответствующие меры», — рассказывает исполнительный директор ICON Сара Крофтс и добавляет, что подобные случаи «крайне редки».

По ее словам, Нил Перри Смит не был аккредитованным специалистом ICON. Она уверена, что необходимо четко разграничивать консервацию и реставрацию, выбирая, с чем из них работать (последняя понимается как один из видов консервационной деятельности).

Стоит также отметить, что специалисты в области консервации нередко выступают в качестве привлеченных экспертов в расследованиях и судебных разбирательствах, связанных с преступлениями в сфере искусства. Так, реставратор Джеймс Мартин, специализирующийся на консервации, сыграл ключевую роль в суде по делу галереи Knoedler в 2016 году, указав на несоответствия в подделках. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+