18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Территория усадьбы Васильчиковых стала общественной

Закончились работы по благоустройству территории усадьбы Васильчиковых — памятника классицизма конца XVIII — начала XIX века, где сейчас располагается Музей военной формы Российского военно-исторического общества

На территории появились новые газоны, декоративные растения и вырос сад, где летом можно будет прогуляться по цветущему розарию и отдохнуть под тенью яблоневых деревьев. Благодаря современному световому дизайну — высоким светильникам и подсветке здания — на территории усадьбы комфортно отдыхать даже в темное время суток, а модные светящиеся шрифты на вывесках от студии Артемия Лебедева и афиши музея дополняют общую картину.

Музейщики сделали сад доступным для всех — со стороны Большой Никитской улицы оборудован пандус для маломобильных посетителей.

Исполнительный директор Музея военной формы Российского военно-исторического общества Елена Синицина поделилась деталями хода работ: «У аллеи полководцев, возле центрального входа, взамен узкой и неудобной дорожки из гравия уже появилась новая, с очень красивым покрытием, напоминающим козинаки. Кроме того, по нашей просьбе вентиляторы кондиционеров, которые не сочетались с историческим обликом усадьбы, закрыли резными панелями с логотипом музея».

Сюда, к князьям Васильчиковым, на литературные вечера съезжалась вся московская интеллигенция, поэтому в ходе благоустройства было принято решение о создании именных лавочек с табличками — «лавочки Гоголя», «лавочки Айвазовского», «лавочки Тютчева». «Мы хотим погрузить посетителей в атмосферу дворянского гнезда, которое стало местом притяжения для прославленных поэтов и писателей», — рассказывают сотрудники музея.

Архитектурный комплекс усадьбы Васильчиковых, помимо двухэтажного особняка с мезонином, включает еще два боковых флигеля и два служебных корпуса с сараем. Строительство велось на протяжении XVIII и XIX веков, и сам ансамбль до сих пор остается уникальным образцом московской усадебной архитектуры. Главный корпус был воздвигнут на месте сгоревшего во время московского пожара 1812 года дома при дворянине Петре Бибикове. Во второй половине XIX века к особняку пристроили чугунный балкон, который до сих пор остается характерной архитектурной деталью усадьбы.

Когда в усадьбе жили князья Васильчиковы, они устраивали у себя творческие вечера, рождественские елки и музыкальные концерты.

В начале XX века в особняке располагалась женская гимназия, которая после революции была преобразована в школу. В 1920-е годы директором заведения стала сестра писателя Михаила Булгакова Надежда Земская, поэтому писатель проводил в стенах усадьбы много времени и даже какое-то время жил на третьем этаже.

В 2019 году завершилась комплексная реконструкция усадьбы, в результате которой внутренние планировка и архитектура остались практически оригинальными — какими они были созданы в первой четверти XIX века. Парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами сохранили свой вид практически без изменений. Главный фасад усадьбы был воссоздан по образцу 1870 года. После реставрационных работ в усадьбе открылся Музей военной формы Российского военно-исторического общества.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+