18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Территория усадьбы Васильчиковых стала общественной

Закончились работы по благоустройству территории усадьбы Васильчиковых — памятника классицизма конца XVIII — начала XIX века, где сейчас располагается Музей военной формы Российского военно-исторического общества

На территории появились новые газоны, декоративные растения и вырос сад, где летом можно будет прогуляться по цветущему розарию и отдохнуть под тенью яблоневых деревьев. Благодаря современному световому дизайну — высоким светильникам и подсветке здания — на территории усадьбы комфортно отдыхать даже в темное время суток, а модные светящиеся шрифты на вывесках от студии Артемия Лебедева и афиши музея дополняют общую картину.

Музейщики сделали сад доступным для всех — со стороны Большой Никитской улицы оборудован пандус для маломобильных посетителей.

Исполнительный директор Музея военной формы Российского военно-исторического общества Елена Синицина поделилась деталями хода работ: «У аллеи полководцев, возле центрального входа, взамен узкой и неудобной дорожки из гравия уже появилась новая, с очень красивым покрытием, напоминающим козинаки. Кроме того, по нашей просьбе вентиляторы кондиционеров, которые не сочетались с историческим обликом усадьбы, закрыли резными панелями с логотипом музея».

Сюда, к князьям Васильчиковым, на литературные вечера съезжалась вся московская интеллигенция, поэтому в ходе благоустройства было принято решение о создании именных лавочек с табличками — «лавочки Гоголя», «лавочки Айвазовского», «лавочки Тютчева». «Мы хотим погрузить посетителей в атмосферу дворянского гнезда, которое стало местом притяжения для прославленных поэтов и писателей», — рассказывают сотрудники музея.

Архитектурный комплекс усадьбы Васильчиковых, помимо двухэтажного особняка с мезонином, включает еще два боковых флигеля и два служебных корпуса с сараем. Строительство велось на протяжении XVIII и XIX веков, и сам ансамбль до сих пор остается уникальным образцом московской усадебной архитектуры. Главный корпус был воздвигнут на месте сгоревшего во время московского пожара 1812 года дома при дворянине Петре Бибикове. Во второй половине XIX века к особняку пристроили чугунный балкон, который до сих пор остается характерной архитектурной деталью усадьбы.

Когда в усадьбе жили князья Васильчиковы, они устраивали у себя творческие вечера, рождественские елки и музыкальные концерты.

В начале XX века в особняке располагалась женская гимназия, которая после революции была преобразована в школу. В 1920-е годы директором заведения стала сестра писателя Михаила Булгакова Надежда Земская, поэтому писатель проводил в стенах усадьбы много времени и даже какое-то время жил на третьем этаже.

В 2019 году завершилась комплексная реконструкция усадьбы, в результате которой внутренние планировка и архитектура остались практически оригинальными — какими они были созданы в первой четверти XIX века. Парадный вестибюль с трехмаршевой лестницей и овальный зал с хорами сохранили свой вид практически без изменений. Главный фасад усадьбы был воссоздан по образцу 1870 года. После реставрационных работ в усадьбе открылся Музей военной формы Российского военно-исторического общества.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+