Началась реставрация картины «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи

Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фрагмент. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фрагмент.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Многострадальное произведение, похищенное в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенное несколько дней спустя, начали реставрировать в Русском музее

Картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» (1890-е, Государственный Русский музей), вынесенную в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенную несколько дней спустя, начали реставрировать, сообщает Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ, на своей странице в Facebook.

Картина передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея; в течение четырех месяцев Ольга Клёнова, одна из ведущих художников-реставраторов музея, будет заниматься этой работой. «Сейчас основная проблема — повсеместное отставание бумажного листа, на котором написан этюд, от холста, подклеенного к нему для прочности с тыльной стороны. Это произошло из-за того, что клей со временем пересох и деструктировался. Еще, в процессе бытования холст постоянно подтягивался расклиниванием подрамника. Это привело к тому, что на лицевую сторону значительно „вышли“ поля холста. Ну и, конечно же, надо будет удалить старые тонировки, сделанные на местах утрат красочного слоя. Сейчас они стали заметны», — пишет Солдатенков.

Реставратор Ольга Клёнова за работой. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Реставратор Ольга Клёнова за работой.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

По словам реставратора, «нам повезло, что преступник не спрятал ее… в снегу (!), о чем он твердил в первые минуты после задержания… После тщательного осмотра картины после возвращения были обнаружены лишь три небольшие царапины по красочному слою».

При подготовке к реставрации были проведены предварительные лабораторные исследования. Благодаря им выяснилось, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И.Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году).

Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Определена и палитра художника. «Это всего пять красок, — пишет Солдатенков. — И среди них — редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности, — зеленый арсенат меди (соль меди и мышьяковой кислоты. — TANR). Этот пигмент был наиболее любимым у мастера и являлся основным в его палитре. Также автор использовал кость жженую, свинцово-цинковые белила, ультрамарин синий и киноварь красную. С помощью последних двух пигментов Куинджи получал цветовые растяжки от нежно-розового до глубокого фиолетового».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+