Началась реставрация картины «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи

Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фрагмент. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фрагмент.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Многострадальное произведение, похищенное в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенное несколько дней спустя, начали реставрировать в Русском музее

Картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» (1890-е, Государственный Русский музей), вынесенную в 2019 году с выставки в Третьяковской галерее и возвращенную несколько дней спустя, начали реставрировать, сообщает Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ, на своей странице в Facebook.

Картина передана в реставрационную мастерскую живописи Русского музея; в течение четырех месяцев Ольга Клёнова, одна из ведущих художников-реставраторов музея, будет заниматься этой работой. «Сейчас основная проблема — повсеместное отставание бумажного листа, на котором написан этюд, от холста, подклеенного к нему для прочности с тыльной стороны. Это произошло из-за того, что клей со временем пересох и деструктировался. Еще, в процессе бытования холст постоянно подтягивался расклиниванием подрамника. Это привело к тому, что на лицевую сторону значительно „вышли“ поля холста. Ну и, конечно же, надо будет удалить старые тонировки, сделанные на местах утрат красочного слоя. Сейчас они стали заметны», — пишет Солдатенков.

Реставратор Ольга Клёнова за работой. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Реставратор Ольга Клёнова за работой.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

По словам реставратора, «нам повезло, что преступник не спрятал ее… в снегу (!), о чем он твердил в первые минуты после задержания… После тщательного осмотра картины после возвращения были обнаружены лишь три небольшие царапины по красочному слою».

При подготовке к реставрации были проведены предварительные лабораторные исследования. Благодаря им выяснилось, что этюд написан масляными красками на плотной тряпичной бумаге, которую дублировали с помощью мездрового клея на льняной холст. Вероятно, это было сделано в то время, когда картина принадлежала Обществу художников им. А.И.Куинджи (этюд поступил в Русский музей в 1930 году).

Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е. Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». 1890-е.
Фото: Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Определена и палитра художника. «Это всего пять красок, — пишет Солдатенков. — И среди них — редчайшая зеленая краска, почти исчезнувшая в XX веке из-за своей токсичности, — зеленый арсенат меди (соль меди и мышьяковой кислоты. — TANR). Этот пигмент был наиболее любимым у мастера и являлся основным в его палитре. Также автор использовал кость жженую, свинцово-цинковые белила, ультрамарин синий и киноварь красную. С помощью последних двух пигментов Куинджи получал цветовые растяжки от нежно-розового до глубокого фиолетового».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+