Судьбу «Ай-Петри» Куинджи решит реставрационный совет

Похищенная, а потом возвращенная на выставку в Третьяковке картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулась в Русский музей в ореоле славы

Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулась в Русский музей. Фото: Государственный Русский музей
Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулась в Русский музей.
Фото: Государственный Русский музей

«Теперь это, наверное, самая известная картина Куинджи после его „Лунной ночи на Днепре“», — сказала на встрече с журналистами по поводу возвращения полотна в Государственный Русский музей Галина Кречина, ведущий научный сотрудник, хранитель музея.

«Ай-Петри. Крым» была похищена на глазах посетителей Третьяковской галереи с ретроспективы художника в конце января этого года. Благодаря записям с камер наблюдения похититель был установлен и найден в тот же день, он сообщил следователям, где спрятал картину, и уже через несколько дней «Ай-Петри. Крым» снова появилась в Третьяковке.

В родной Русский музей картина Куинджи, которая до того хранилась в запасниках и только иногда участвовала во временных выставках, вернулась в блеске славы. Теперь только ленивый, говоря о Русском музее и художнике Куинджи, не поминает кражу «Ай-Петри».

А еще картина обзавелась обновкой: Третьяковская галерея подарила ей специальное защитное и антибликовое стекло. Как подчеркнули на встрече с прессой сотрудники ГРМ, стекло очень дорогое и пока единственное в музее. В 1980-е годы, после нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже, ГРМ начал закрывать свои шедевры стеклами. Но стекла того времени больше вредили картинам, чем защищали их. Они искажали изображение, мешали увидеть живопись. И вскоре от этой затеи отказались по эстетическим соображениям.

Картина «Ай-Петри. Крым» поступила в музей еще в 1930-е годы, за это время она ни разу серьезно не реставрировалась, поскольку была, по мнению специалистов, в хорошем состоянии. И даже сейчас оно не внушает реставраторам опасений.

«Картине ничего не угрожает. Мы ее осмотрели вместе с сотрудниками Третьяковки, затем уже здесь, в Русском музее, ею занялись наши специалисты, — рассказала Наталья Романова, ведущий художник-реставратор. — Правда, на полотне появились две царапины (одна — справа у кромки, другая — у кромки внизу), вероятно, в результате неумелого обращения похитителя с полотном. Но царапины не представляют опасности для сохранности живописного слоя».

Дальнейшую судьбу картины решит реставрационный совет, который состоится в этом месяце. А ГРМ уже провел выставку одной картины. На ней и всех последующих выставках картина всегда будет экспонироваться за подаренным ей защитным стеклом.

Музейный магазин оперативно отреагировал на драматические события в Москве и выпустил целую серию сувениров с изображением «Ай-Петри». Теперь посетители Русского музея могут купить футболки, сумки и даже кухонные фартуки с рисунком синих крымских гор.

Серия сувениров с изображением «Ай-Петри».  Дождевик. Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри».  Футболка. Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри».  Сумка. Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри».  Фартук и прихватки. Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри». Дождевик.
Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри». Футболка.
Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри». Сумка.
Фото: Государственный Русский музей
Серия сувениров с изображением «Ай-Петри». Фартук и прихватки.
Фото: Государственный Русский музей
Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+