18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские романтики вернулись в Дрезден

В столице Саксонии открылась выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», совместный проект Третьяковской галереи и Государственных художественных собраний Дрездена

Выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в дрезденском Альбертинуме сложно оценивать, не сравнивая ее с первой версией в Государственной Третьяковской галерее в апреле — августе 2021 года. Проект сразу замышлялся как партнерский, и оба музея посвятили ему несколько лет исследовательской работы — это подчеркивали на открытии и директор ГТГ Зельфира Трегулова, и глава Государственных художественных собраний Дрездена Марион Аккерман. Шедевры романтизма из обеих коллекций (также в выставке принимают участие и другие музеи, например Эрмитаж, Русский музей, берлинская Национальная галерея) впервые представлены вместе, образуя пары и параллели.

Кураторами обоих вариантов проекта выступили заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Сергей Фофанов и хранитель музея Альбертинум Хольгер Биркхольц. Выставка получилась сложносоставной, не только художественной, но и исторической; она показывает как признанные имена и шедевры, так и не самые очевидные произведения. Кроме того, к искусству первой половины XIX века добавлено современное искусство, которое должно продемонстрировать актуальность идей романтизма и в наши дни.

«Три возраста, две культурные парадигмы, — так образно описала кураторскую группу Людмила Маркина, добавив: — Либескинд примирил нас. Мы ему очень благодарны, мы еще никогда не работали с настолько вовлеченным архитектором экспозиции». Действительно, дизайн выставки, который и для Москвы, и для Дрездена делал знаменитый архитектор Даниель Либескинд, заставляет физически пережить все противоречия и поиски эпохи романтизма: мечты о свободе, обретение индивидуальности и национальной идентичности. В Третьяковской галерее за основу композиции архитектор взял две пересекающиеся спирали, рассеченные двумя осями — широкими проходами. В Альбертинуме (изначально его здание было построено как арсенал) выставка расположилась в зале более узком и почти вдвое меньшем по площади. Архитектор придумал план в виде двух наложенных друг на друга зигзагов, которые образуют более драматичное пространство — местами тесное, местами залитое светом, а иногда сумрачное. Вся эта конструкция также рассечена осями, но здесь они узкие, похожие скорее на смотровые щели, чем на проходы.

Количество произведений тоже уменьшилось, примерно на одну треть. Хотя главные герои экспозиции остались теми же — это Каспар Давид Фридрих, Карл Густав Карус, Алексей Венецианов и Александр Иванов. Слегка сменились исторические акценты: с декабристов в русском варианте они перенесены на дрезденское восстание 1848 года (попытка свержения короля и установления республики). В целом взгляд немцев на эпоху романтизма оказался более политизированным, это явственно проявилось в текстах немецких авторов в каталоге и выступлениях на открытии выставки. Директор Альбертинума Хильке Вагнер так и назвала свою статью в каталоге — «Размышления о политической составляющей выставок», а на открытии выступали и премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер, и посол России в Германии Сергей Нечаев, общий смысл высказываний которых можно свести к «когда есть сложности на политическом уровне — культура спасет».

Трудно предсказать, будет ли иметь успех выставка у местной публики. Открытием для нее могут стать несомненные шедевры русского искусства — «Автопортрет» Карла Брюллова, «Голова мальчика» Василия Тропинина, работы Александра Иванова и полотна Алексея Венецианова, которые образуют особенно интересный дуэт с мистическими пейзажами Каспара Давида Фридриха. Кроме того, для современного зрителя могут оказаться неожиданностью те тесные связи, что были между российскими художниками, поэтами и философами и их дрезденскими коллегами — указания на это рассыпаны по экспозиции (например, Каспар Давид Фридрих вписал имя Василия Жуковского в решетку на картине, где изобразил поэта и братьев Тургеневых в старонемецких костюмах, намекающих на их национал-либеральные убеждения, а Михаил Бакунин сражался на баррикадах в 1849 году, изображенных на картине Юлиуса Шольца).

Трогательные акценты вносят военный дневник Теодора Кернера, юного поэта, погибшего в Освободительной войне (общенациональное движение немцев за освобождение от наполеоновской оккупации), и стальной медальон, который выдавали гражданам взамен драгоценностей, сданных на финансирование этого движения.

В разделе, посвященном Сикстинской Мадонне (для романтиков она была воплощением искусства, одухотворенного религией), в Москве царила огромная копия шедевра, выполненная Алексеем Марковым в 1832 году. В Дрездене надобности в копии нет: оригинал висит в десяти минутах ходьбы от Альбертинума, в Галерее старых мастеров. Зато здесь показана впервые напечатанная для выставки фотография Бориса Михайлова 1972 года с рафаэлевской мадонной в виде татуировки на груди зэка, иллюстрирующая общечеловеческую тягу к идеалу и красоте.

Из-за другой конфигурации пространства произведения современного искусства в дрезденском варианте кажутся более заметными, чем в московском. В ответ на вопрос об их роли на выставке о романтизме XIX века куратор Сергей Фофанов сказал: «Мое осознание современного искусства связано с вычленением того момента, когда оно должно было начаться. Должен был произойти какой-то духовный прорыв. Этим поворотным моментом и стал романтизм: появилось осознание творческой индивидуальности, свободы творческой личности. Все произведения в нашем проекте стилистически разные, но все их объединяет стремление к новому. Это объединяло молодые души тогда и объединяет сейчас. Отбирая произведения современного искусства, мы преследовали практическую задачу — показать вещи, которые близки XIX веку, иконографически или по настроению. Такие субъективные рифмы. Например, видео Андрея Кузькина „По кругу“ и хрестоматийный „Анкор, еще анкор!“ Павла Федотова — это про одно и то же, про человека в тупике. Вечное повторение, не несущее освобождения. Если бы мы делали выставку про романтизм в современном искусстве, она бы выглядела совершенно по-другому».

Выставка в Дрездене состоялась благодаря поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Альбертинум
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
До 6 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+