18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

№95
Материал из газеты

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

В Москве открылась большая ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951). Двадцать лет назад ее работы уже показывали в России, на выставке в Русском музее, а совсем недавно она участвовала в Московской биеннале современного искусства в Третьяковке.

Выставка в ГМИИ приехала из венской Альбертины (где была показана в этом году). Это 30 живописных работ, а также фотографии, которые делает художница. Хотя зрителям, привычным к соцреализму, к монументальным образам женщин-тружениц с советских плакатов, может показаться, что творчество Хауснер по-своему развивает эту линию, это не совсем так. Ее метод другой, он наследует скорее авангардным фотомонтажам.

Интересно, что ее отец — знаменитый австрийский художник Рудольф Хауснер, один из основоположников «фантастического реализма», во времена нацизма попавшего под запрет как «дегенеративное искусство», сестры тоже занимаются искусством. Ксения Хауснер прославилась как театральный художник, она участвовала в постановках Ковент-Гардена и театра Ла Монне, Зальцбургского фестиваля. Первые ее декорации были построены по принципу коллажа с использованием предметов, которые она находила в выселенных домах и на свалках. В 41 год она начала работать как свободный художник, но композиции ее картин напоминают о театральной сцене — ее героини находятся как будто под яркими софитами. И в то же время в этих картинах есть ощущение остановленного момента, как на фотографии, и это ощущение верное. Многие свои работы она пишет по фотографиям, которые сама снимает.

Ее большие, размашисто и смело написанные картины — настоящее женское царство. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — говорит она. При этом ситуации, в которых застигнуты ее персонажи, оставляют поле для разных интерпретаций. «Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — считает автор. Хауснер феминистка не только в своем искусстве, но и в жизни, она активная участница движения «Женщины без границ». В своем творчестве она апеллирует к другим знаковым фигурам арт-феминизма, таким как Мария Лассниг, которая известна обнаженными, безжалостными к себе автопортретами, и к венской художественной традиции — Оскару Кокошке и Эгону Шиле, а названия своих работ Хауснер часто берет из популярных фильмов и книг.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
До 16 января

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+