Сцены из жизни женщины: Пушкинский показывает живопись Ксении Хауснер

Ксения Хауснер. «Дикий разум». 2011. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина/Альбертина
Ксения Хауснер. «Дикий разум». 2011.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина/Альбертина
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Крупноформатные полотна прибыли на выставку «Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Москву из венской Альбертины

В Москве открылась большая ретроспектива австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951). Двадцать лет назад ее работы уже показывали в России, на выставке в Русском музее, а совсем недавно она участвовала в Московской биеннале современного искусства в Третьяковке.

Выставка в ГМИИ приехала из венской Альбертины (где была показана в этом году). Это 30 живописных работ, а также фотографии, которые делает художница. Хотя зрителям, привычным к соцреализму, к монументальным образам женщин-тружениц с советских плакатов, может показаться, что творчество Хауснер по-своему развивает эту линию, это не совсем так. Ее метод другой, он наследует скорее авангардным фотомонтажам.

Интересно, что ее отец — знаменитый австрийский художник Рудольф Хауснер, один из основоположников «фантастического реализма», во времена нацизма попавшего под запрет как «дегенеративное искусство», сестры тоже занимаются искусством. Ксения Хауснер прославилась как театральный художник, она участвовала в постановках Ковент-Гардена и театра Ла Монне, Зальцбургского фестиваля. Первые ее декорации были построены по принципу коллажа с использованием предметов, которые она находила в выселенных домах и на свалках. В 41 год она начала работать как свободный художник, но композиции ее картин напоминают о театральной сцене — ее героини находятся как будто под яркими софитами. И в то же время в этих картинах есть ощущение остановленного момента, как на фотографии, и это ощущение верное. Многие свои работы она пишет по фотографиям, которые сама снимает.

Ксения Хауснер. «Изгнанники III». 2017. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина/Альбертина
Ксения Хауснер. «Изгнанники III». 2017.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина/Альбертина

Ее большие, размашисто и смело написанные картины — настоящее женское царство. «Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — говорит она. При этом ситуации, в которых застигнуты ее персонажи, оставляют поле для разных интерпретаций. «Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — считает автор. Хауснер феминистка не только в своем искусстве, но и в жизни, она активная участница движения «Женщины без границ». В своем творчестве она апеллирует к другим знаковым фигурам арт-феминизма, таким как Мария Лассниг, которая известна обнаженными, безжалостными к себе автопортретами, и к венской художественной традиции — Оскару Кокошке и Эгону Шиле, а названия своих работ Хауснер часто берет из популярных фильмов и книг.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ксения Хауснер. Правдивая ложь»
До 16 января

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+