18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дэмиен Хёрст: «Я — это сразу много разных художников»

№94
Материал из газеты

В Fondation Cartier pour l’art contemporain проходит выставка Дэмиена Хёрста «Цветение вишни» — первая персоналка британской звезды не только в Париже, но и вообще во Франции. На ней он выступает в амплуа живописца

Три года назад Дэмиен Хёрст взялся за кисти и сам, без помощи ассистентов написал 107 картин очень большого формата. Не успев закончить, распродал, и вот теперь, после ковидных отсрочек, в Фонде Cartier выставлено 30 его свежих работ. Перед вернисажем художник дал групповое интервью, в ходе которого ответил на вопросы журналистов международных арт-изданий. От России было единственное издание — The Art Newspaper Russia — и его парижский автор Мария Сидельникова.

Все ваши работы разных лет очень разные: точки, пилюли, акулы, черепа, сокровища, теперь вот вишни. Складываются ли они в некий артистический путь? Куда он ведет? И были ли отклонения от главного направления?

Помню, когда я только начинал, я любил художников, которые делают одно и то же, бьют в одну тему. Например, Он Кавара. Каждый день он рисовал этот день. И мне хотелось быть на него похожим, поэтому я и точки рисовал, как он. Но потом задумался: не могу же я делать все время одно и то же, ведь у меня столько идей, они тянут меня во все стороны. Корил себя за несобранность, за то, что разбрасываюсь, думал, как бы это изменить. А потом решил: нет, это именно я, мне все интересно, поэтому буду делать разные вещи — и точка. Мне нравится признавать и отрицать в одно и то же время, мне нравятся противоречия, я их полюбил.

Еще совсем молодыми мы с приятелем из школы сделали совместную выставку, и с тех пор я начал думать о себе как о группе. Я — это сразу много разных художников, поэтому я просто позволил себе быть тем, кем я есть и кем хочу быть. В конечном счете ты не можешь отрицать самого себя, ты должен просто принять себя и согласиться с собой. Бывают выставки, когда я хочу сделать радостные картины, а потом решаю добавить к ним хулиганства. Уравновесить. Я все время об этом думаю.

Связаны ли для вас цветущая вишня и смерть?

У меня каждый год в саду цветут вишни, и я наблюдаю их много лет — то, как они цветут и отцветают. Это хороший способ отмерять свою жизнь. Из всех цветений у вишни — самое безумное и стремительное. Они ярко цветут, быстро опадают. Тут и вся жизнь, и смерть, и рай, и ад, и страхи, и сомнения. И самое главное здесь для меня — это момент. Когда все в цвету, это один миг — яркий, возбужденный, но такой краткий. Японцы выделяют разные стадии: начало цветения, кульминация и увядание. Я тоже думал об этом. А еще думал об отношении к смерти у мексиканцев. В Мексике у меня дом, и я как раз вернулся оттуда, когда работал над этой серией. Если мы, европейцы, стараемся избегать мыслей о смерти, то там люди живут с ней, идут со смертью по жизни рука об руку. И эти мысли я тоже вложил в «Цветение вишни». Мы в этом мире отлично проводим время, но длится оно всего ничего — миг.

То есть вы серьезно? Есть ли здесь место иронии?

«Цветение вишни» продолжает темы моих картин середины 1990-х годов. Мне важно найти баланс — в размере, масштабе, пространстве. Эти работы такие большие и я так долго их делал, что в итоге мне уже было плевать, хороши они или нет. Ирония, конечно, есть. Меня даже как-то спросили, не влюблен ли я. Но я все-таки надеюсь, что они более психотические. Мне не хотелось однозначности, хотелось сумасшедшинки, чтобы было несколько витков, прочтений, чтобы они отсылали и к любви, и к надежде, и к иронии, конечно. Они, как такие вредные для детских зубов сахарные леденцы, раскрываются во все стороны. И я хотел, чтобы с определенной дистанции они смотрелись как деревья, а вблизи это ощущение исчезало.

Вопрос об иллюзии в искусстве. Считаете ли вы, что все искусство — это ложь? Обманываете ли вы зрителей?

Я думаю, что все немного сложнее. Я верю, что для того, чтобы показать правду, нужно внедрить ложь. Иначе ничего не получится. Ложь проявляет правду. Ты не можешь просто выйти и сказать: «Вот вам правда». Искусство — это ведь не наука. Помимо правды, нужна какая-то история. Нужно что-то еще. Живописи нужна иллюзия. Это как иллюзия в магических фокусах. Мне нравится сравнение искусства и магии. Художники, они как американский иллюзионист Гарри Гудини. Ведь он показывал правду, хотя там было много иллюзий. Мы знаем, что он нас обманывает, но нам это необходимо, чтобы добраться до правды. Я не чувствую себя аферистом или ловкачом. Я действительно думаю, что один плюс один равно три. Возможно, правды не существует, и поэтому нам надо врать, чтобы ее достичь. Но правда нам нужна, иначе незачем просыпаться с утра. Надо во что-то верить, даже если верить не во что.

Что вы думаете о будущем искусства? Об NFT и криптоискусстве? Собираетесь ли вы выпускать NFT?

Я люблю все, что провоцирует дебаты, и я люблю криптомир, потому что люди в большинстве своем относятся к нему негативно. Это очень интересно — то, как мы добавляем ценность некоторым вещам. Я сделал print drop, когда впервые согласился на крипту. Но мои галереи не берут крипту. Люди из мира искусства не любят криптомир, а криптомир не любит людей из арт-мира. Мне же хочется быть причастным к обоим мирам, объединить их. Результатом этого объединения стал проект The Currency — NFT моих картин с точками, которые я выпустил в июле.

Сказать я этим хочу следующее: появление NFT означает, что ты можешь владеть чем-то виртуальным, чем-то, что останется, и эта идея в корне все меняет. Это как бумага для тех, кто раньше использовал папирус. Они же наверняка ее ненавидели. По тому же принципу люди ненавидят сегодня и NFT. Не вижу криминала в том, что ты можешь создать что-то, что выйдет на биржу, во что будут вкладываться и чем можно владеть.

Я часто бываю на ужинах с коллекционерами, и все они хвастаются покупками. Один купил Поллока, другой — де Кунинга, третий — Сутина. И все это показывается в телефоне. Не надо даже заходить домой. Так это же и есть NFT! Слышали бы вы, как я ругался со своими детьми-подростками! Велел им прекратить покупать виртуальные вещи за реальные деньги. Они ведь покупают какие-то жетоны для игр Clash of Clans или комнаты в Habbo и тратят на это настоящие деньги. Мне же казалось, что это невозможно, так быть не должно. Ну что ж, признаю: ошибался, был неправ. И до NFT это не было возможным, а сейчас все можно отследить через блокчейны. Это любопытно.

Вы очень успешны последние 30 лет, и некоторые критики говорят, что ваши работы переоценены. Как вы на это реагируете?

Так часто происходит: сегодня ты переоценен, завтра недооценен. Арт-рынок, он как игрушка йо-йо. Я знаю многих, кто покупал мои работы в 1990-е и хорошо на них заработал, и многих, кто покупал в 2000-е и потерял деньги. Были периоды, когда я много продавал, все приносило деньги, все перепродавалось. Был один человек, он много у меня покупал, делал на моих работах большие деньги, перепродавал их в разы дороже. А потом однажды не смог. Пришел ко мне и говорит: «Купил у тебя картину и не могу от нее избавиться. Что теперь с ней делать?» — «Так повесь же ее на стену! Там ей самое место», — ответил я ему. Люди об этом забывают, потому что искусство стало коммерцией. И как во всяком бизнесе, есть хорошие времена, есть плохие, но искусство производится во все времена.

После моего аукциона, на котором я заработал за два дня около $200 млн, какие-то безумные деньги (персональные торги Дэмиена Хёрста, устроенные Sotheby’s в сентябре 2008 года. — TANR), мне говорили, что это, мол, было умно. Но я уверен, что, пройди он на три дня позже, все могло бы быть иначе. Это очень рискованно. В наше время мы видим, как ценности скачут вверх и вниз. И все равно мои картины продаются, меня это устраивает. Когда люди делают много денег на них, я нервничаю. Не делают — тоже нервничаю. Но где-то посередине все равно все остаются в выигрыше. Когда я только начинал, приятели покупали мои работы за £50, просто чтобы поддержать. И сегодня, когда за них выкладывают миллионы, я, конечно, понимаю, что мне очень повезло. А то, что кто-то меня любит, а кто-то ненавидит, — это нормально. Страшнее всего равнодушие. Приходишь в бар, там полно молодых людей. Ты им: «Ну точки, акула, череп...» А они ни сном ни духом. Надо лезть в Google, чтобы показать. Для одних ты — всё, для других — ничего. Это в порядке вещей.

Как все же правильнее вас называть: Дэмиен Хёрст — самый дорогой художник или самый богатый?

Ни то, ни другое. Есть гораздо дороже и гораздо богаче. Перед моим именем всегда ставят «один из». В любом случае мертвые художники зарабатывают больше, чем живые.

Фонд Cartier
«Дэмиен Хёрст. Цветение вишни»
До 2 января 2022

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+