Вишневый сад Дэмиена Херста зацветет в Фонде Cartier

№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

В Фонде Cartier 6 июля откроется выставка «Дэмиен Херст. Цветение вишни». Вопреки обычной для британского классика практике, все картины для этого проекта художник написал сам, без ассистентов

Дэмиен Херст работает над картиной из цикла «Цветение вишни». Фото: Фонд Cartier
Дэмиен Херст работает над картиной из цикла «Цветение вишни».
Фото: Фонд Cartier

Выставка картин из новой серии Дэмиена Херста «Цветение вишни» в Фонде Cartier — событие во многих отношениях незаурядное. Во-первых, разумеется, потому что Херст — ярчайшая звезда современного искусства и самый богатый художник нашего времени. Во-вторых, его выставка — первая музейная во Франции. В-третьих, еще и ожидаемая. Херст долго подогревал интерес к новому проекту. Регулярно в течение 61 недели выкладывал в своем Instagram фотографии и видео того, как он в лондонской мастерской, живописно заполненной ведрами с краской, наносит кистью на огромные холсты разноцветные пастозные мазки. Босой и перемазанный Херст то сосредоточенно работал, то останавливался и размышлял, то строил в камеру смешные рожи. Так что каждому было понятно: художник самоотверженно пишет, он полностью погружен в работу, и постепенно на холстах появляются нежные и яркие картины, прекрасные в каждом мазке.

Херст трудился над «Цветением вишни» три года и закончил цикл в прошедшем ноябре. Художник рассказывал в интервью: «Цветущая вишня — это красота, жизнь и смерть. Они экстремальны — в них есть что-то почти пошлое… Они декоративны, но принадлежат природе… Они яркие, беспорядочные и нежные» — это цитата с сайта Фонда Cartier.

Еще Херст говорил, что вдохновляли его художники прошлого, прежде всего Пьер Боннар, его пейзажи с цветущими деревьями. Он также шутил, что когда написал только стволы, то его холсты были похожи на неудачные картины Дэвида Хокни, очевидно, вспоминая огромный пейзаж «Высокие деревья близ Уортера» и серию «Приход весны» живого классика английской живописи. Впервые идея вишневого сада посетила Херста, когда он увидел в галерее Ларри Гагосяна собственные работы из серии «Картины вуали». Многоцветные пуантилистские композиции показались ему похожими на цветущие деревья. Надеясь повторить успех — а картины были распроданы по цене от $500 тыс. до $1,7 млн, — Херст решил написать вишни в цвету.

Начав писать цветущие деревья на фоне синего неба, художник прекрасно понимал, насколько он неоригинален, но человек, использовавший в работах бабочек как символ быстротечности жизни и красоты, знает цену банальности. «Мне и не нужно, чтобы они были сделаны со  вкусом. Мне нужно, чтобы они завораживали. А если они завораживают, то вроде как можно творить что угодно. Понимаете, цветение деревьев — это нелепо. И я хочу, чтобы они выглядели нелепо», — признавался он в интервью The Art Newspaper.

Дэмиен Херст. Из цикла «Цветение вишни». Фото: Фонд Cartier
Дэмиен Херст. Из цикла «Цветение вишни».
Фото: Фонд Cartier

Однако, судя по фотографиям, картины серии нелепыми не выглядят. Они написаны по-разному: одни более  импрессионистичны, другие почти абстрактны, третьи, как и в «Картинах вуали», полностью заполнены цветными  фактурными мазками. Серия состоит из 107 произведений, в ней есть диптихи, триптихи, квадриптихи и даже одна картина, состоящая из шести частей. На парижской выставке покажут 30 работ.

«Я хочу написать столько картин, чтобы исчерпать для себя тему», — говорил Херст о «Цветении вишни», но все его серии можно считать исчерпанными. Придумав проект, он эксплуатирует идею до конца, что, конечно, очень выгодно коммерчески. Кстати, еще не закончив новый цикл, он выпустил в продажу лимитированную серию постеров с изображениями цветущих ветвей вишни.

Умение делать сверхвыгодное и вызывающе скандальное искусство часто ставят Херсту в вину, видят в нем только расчетливого дельца. Что странно: сериями работали многие художники прошлого века; другие писали всю жизнь одни и те же сюжеты, не меняя манеры; во все времена живописцы повторяли свои картины, имеющие успех у публики. Херст же многие годы придумывает нечто небывалое и совершенно разное.

Последний большой, просто грандиозный его проект «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“», показанный в 2017 году в Фонде Франсуа Пино в Венеции, включал в себя сотни скульптур и предметов, будто бы поднятых со дна морского. Цены на них существенно различались, продажи начались еще до открытия выставки. В том захватывающе зрелищном проекте Херст ничего сам не делал, все выполняла команда ассистентов, работавших по эскизам, которые делали помощники художника. И в который раз возник вопрос: художник ли Дэмиен Херст?

Возможно, «Цветением вишни» он на этот вопрос в который раз отвечает: да, художник, наследник импрессионистов и пуантилистов, любующийся вишнями в цвету, как Боннар и ван Гог цветами миндаля, умеющий крепко держать кисть в руках и работать, не зная усталости, но без претензии на гениальность и не чуждый самоиронии. У Херста, помимо удачных, были и почти провальные проекты, причем именно живописные. Так что время от времени он должен напоминать, что умеет писать по холсту маслом. Кроме того, у него есть чутье на ожидания публики. В годы пандемии, во время болезней, смертей и страха, он пишет картины, которые должны вызывать ярким цветом и ассоциацией с весенним пробуждением природы почти физиологическое ощущение радости.

Эрве Шанде. Фото: Raymond Depardo
Эрве Шанде.
Фото: Raymond Depardo

Эрве Шанде
Генеральный директор Фонда Cartier

При каких обстоятельствах вы узнали о серии «Цветение вишни» Дэмиена Херста?

Моя первая личная встреча с Дэмиеном состоялась в 2018 году в его лондонской мастерской, куда я приехал, чтобы увидеть эту серию. Меня ослепило изобилие красоты перед глазами и вокруг. Я был так счастлив находиться там, в этой мастерской! И подумал о том, что легкая архитектура окруженного садом здания Фонда Cartier стала бы идеальной площадкой для того, чтобы впервые представить «Цветение вишни» публике.

Что вы чувствуете накануне открытия выставки в Фонде Cartier?

В тот самый день в мастерской Дэмиена я почувствовал острое желание показать эти картины в Париже, мне хотелось поделиться восторгом, который испытал, впервые увидев их. Потом случился локдаун, и выставку пришлось отложить на год. И вот теперь, в июле 2021-го, это острое желание уступает место ощущению перерождения.

Какой эффект создается, когда видишь все эти картины вместе?

Первым впечатлением было своего рода радостное опьянение. Я был рад быть там, в этом свете и в молчаливом, мощном присутствии Дэмиена, которого я тогда видел впервые в жизни. Картины написаны с несомненным техническим мастерством. Удовольствие от живописи, жизни с цветом, дерзания, игры со множеством форматов, непрестанного обновления самого себя от одной картины к другой, поиска чувственного — все это переживается им в процессе создания полотен.

Дэмиен Херст — художник мысли. Его выбор сюжета, формы, его работа сериями, одна за другой, отчетливо свидетельствуют об этом. Он также художник плоти, жизни, хрупкости жизни и метаморфоз чувственного, и серия «Цветение вишни» служит ярким тому примером. «Цветение вишни» — это внутренний путь, для которого Дэмиен Херст заранее подготовил метод, структуру, где выразительность и творческий акт становятся сверхинтенсивными.

Это будет первая персональная музейная выставка Дэмиена Херста во Франции. Что бы вы хотели, чтобы французская публика открыла для себя?

Дэмиен Херст — художник одновременно знаменитый и неизвестный. Знаменитый потому, что он у всех на слуху, а неизвестный потому, что во Франции его работы практически не видели, по крайней мере в контексте большой персональной выставки. Он оставит свой след во Франции серией работ «Цветение вишни». Радость и изящество цвета на этих картинах потрясающи, это удивительный источник наслаждения

Дэмиен Херст. Цветение вишни
Фонд Cartier
6 июля 2021 – 2 января 2022

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+