18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вишневый сад Дэмиена Херста зацветет в Фонде Cartier

№93
Материал из газеты

В Фонде Cartier 6 июля откроется выставка «Дэмиен Херст. Цветение вишни». Вопреки обычной для британского классика практике, все картины для этого проекта художник написал сам, без ассистентов

Выставка картин из новой серии Дэмиена Херста «Цветение вишни» в Фонде Cartier — событие во многих отношениях незаурядное. Во-первых, разумеется, потому что Херст — ярчайшая звезда современного искусства и самый богатый художник нашего времени. Во-вторых, его выставка — первая музейная во Франции. В-третьих, еще и ожидаемая. Херст долго подогревал интерес к новому проекту. Регулярно в течение 61 недели выкладывал в своем Instagram фотографии и видео того, как он в лондонской мастерской, живописно заполненной ведрами с краской, наносит кистью на огромные холсты разноцветные пастозные мазки. Босой и перемазанный Херст то сосредоточенно работал, то останавливался и размышлял, то строил в камеру смешные рожи. Так что каждому было понятно: художник самоотверженно пишет, он полностью погружен в работу, и постепенно на холстах появляются нежные и яркие картины, прекрасные в каждом мазке.

Херст трудился над «Цветением вишни» три года и закончил цикл в прошедшем ноябре. Художник рассказывал в интервью: «Цветущая вишня — это красота, жизнь и смерть. Они экстремальны — в них есть что-то почти пошлое… Они декоративны, но принадлежат природе… Они яркие, беспорядочные и нежные» — это цитата с сайта Фонда Cartier.

Еще Херст говорил, что вдохновляли его художники прошлого, прежде всего Пьер Боннар, его пейзажи с цветущими деревьями. Он также шутил, что когда написал только стволы, то его холсты были похожи на неудачные картины Дэвида Хокни, очевидно, вспоминая огромный пейзаж «Высокие деревья близ Уортера» и серию «Приход весны» живого классика английской живописи. Впервые идея вишневого сада посетила Херста, когда он увидел в галерее Ларри Гагосяна собственные работы из серии «Картины вуали». Многоцветные пуантилистские композиции показались ему похожими на цветущие деревья. Надеясь повторить успех — а картины были распроданы по цене от $500 тыс. до $1,7 млн, — Херст решил написать вишни в цвету.

Начав писать цветущие деревья на фоне синего неба, художник прекрасно понимал, насколько он неоригинален, но человек, использовавший в работах бабочек как символ быстротечности жизни и красоты, знает цену банальности. «Мне и не нужно, чтобы они были сделаны со  вкусом. Мне нужно, чтобы они завораживали. А если они завораживают, то вроде как можно творить что угодно. Понимаете, цветение деревьев — это нелепо. И я хочу, чтобы они выглядели нелепо», — признавался он в интервью The Art Newspaper.

Однако, судя по фотографиям, картины серии нелепыми не выглядят. Они написаны по-разному: одни более  импрессионистичны, другие почти абстрактны, третьи, как и в «Картинах вуали», полностью заполнены цветными  фактурными мазками. Серия состоит из 107 произведений, в ней есть диптихи, триптихи, квадриптихи и даже одна картина, состоящая из шести частей. На парижской выставке покажут 30 работ.

«Я хочу написать столько картин, чтобы исчерпать для себя тему», — говорил Херст о «Цветении вишни», но все его серии можно считать исчерпанными. Придумав проект, он эксплуатирует идею до конца, что, конечно, очень выгодно коммерчески. Кстати, еще не закончив новый цикл, он выпустил в продажу лимитированную серию постеров с изображениями цветущих ветвей вишни.

Умение делать сверхвыгодное и вызывающе скандальное искусство часто ставят Херсту в вину, видят в нем только расчетливого дельца. Что странно: сериями работали многие художники прошлого века; другие писали всю жизнь одни и те же сюжеты, не меняя манеры; во все времена живописцы повторяли свои картины, имеющие успех у публики. Херст же многие годы придумывает нечто небывалое и совершенно разное.

Последний большой, просто грандиозный его проект «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“», показанный в 2017 году в Фонде Франсуа Пино в Венеции, включал в себя сотни скульптур и предметов, будто бы поднятых со дна морского. Цены на них существенно различались, продажи начались еще до открытия выставки. В том захватывающе зрелищном проекте Херст ничего сам не делал, все выполняла команда ассистентов, работавших по эскизам, которые делали помощники художника. И в который раз возник вопрос: художник ли Дэмиен Херст?

Возможно, «Цветением вишни» он на этот вопрос в который раз отвечает: да, художник, наследник импрессионистов и пуантилистов, любующийся вишнями в цвету, как Боннар и ван Гог цветами миндаля, умеющий крепко держать кисть в руках и работать, не зная усталости, но без претензии на гениальность и не чуждый самоиронии. У Херста, помимо удачных, были и почти провальные проекты, причем именно живописные. Так что время от времени он должен напоминать, что умеет писать по холсту маслом. Кроме того, у него есть чутье на ожидания публики. В годы пандемии, во время болезней, смертей и страха, он пишет картины, которые должны вызывать ярким цветом и ассоциацией с весенним пробуждением природы почти физиологическое ощущение радости.

Эрве Шанде
Генеральный директор Фонда Cartier

При каких обстоятельствах вы узнали о серии «Цветение вишни» Дэмиена Херста?

Моя первая личная встреча с Дэмиеном состоялась в 2018 году в его лондонской мастерской, куда я приехал, чтобы увидеть эту серию. Меня ослепило изобилие красоты перед глазами и вокруг. Я был так счастлив находиться там, в этой мастерской! И подумал о том, что легкая архитектура окруженного садом здания Фонда Cartier стала бы идеальной площадкой для того, чтобы впервые представить «Цветение вишни» публике.

Что вы чувствуете накануне открытия выставки в Фонде Cartier?

В тот самый день в мастерской Дэмиена я почувствовал острое желание показать эти картины в Париже, мне хотелось поделиться восторгом, который испытал, впервые увидев их. Потом случился локдаун, и выставку пришлось отложить на год. И вот теперь, в июле 2021-го, это острое желание уступает место ощущению перерождения.

Какой эффект создается, когда видишь все эти картины вместе?

Первым впечатлением было своего рода радостное опьянение. Я был рад быть там, в этом свете и в молчаливом, мощном присутствии Дэмиена, которого я тогда видел впервые в жизни. Картины написаны с несомненным техническим мастерством. Удовольствие от живописи, жизни с цветом, дерзания, игры со множеством форматов, непрестанного обновления самого себя от одной картины к другой, поиска чувственного — все это переживается им в процессе создания полотен.

Дэмиен Херст — художник мысли. Его выбор сюжета, формы, его работа сериями, одна за другой, отчетливо свидетельствуют об этом. Он также художник плоти, жизни, хрупкости жизни и метаморфоз чувственного, и серия «Цветение вишни» служит ярким тому примером. «Цветение вишни» — это внутренний путь, для которого Дэмиен Херст заранее подготовил метод, структуру, где выразительность и творческий акт становятся сверхинтенсивными.

Это будет первая персональная музейная выставка Дэмиена Херста во Франции. Что бы вы хотели, чтобы французская публика открыла для себя?

Дэмиен Херст — художник одновременно знаменитый и неизвестный. Знаменитый потому, что он у всех на слуху, а неизвестный потому, что во Франции его работы практически не видели, по крайней мере в контексте большой персональной выставки. Он оставит свой след во Франции серией работ «Цветение вишни». Радость и изящество цвета на этих картинах потрясающи, это удивительный источник наслаждения

Дэмиен Херст. Цветение вишни
Фонд Cartier
6 июля 2021 – 2 января 2022

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+