18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уральская биеннале предлагает выбрать: обнимать или уклоняться от объятий

Основной проект шестой биеннале на Урале «Мыслящие руки касаются друг друга» откроется в начале октября, но программа арт-резиденций в городах Свердловской и Челябинской областей стартовала еще летом

Один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, 6-я Уральская индустриальная биеннале в этом году проходит под девизом «Время обнимать и уклоняться от объятий» и посвящена проблеме человеческого взаимодействия и размышлениям о прикосновении. Кураторами пригласили руководителей Кунстхалле в Баден-Бадене Чалу Илэке и Аднана Йылдыза, а также берлинского архитектора Ассафа Киммеля, которые представят главный проект «Мыслящие руки касаются друг друга». Основной акцент будет сделан на перформансе и практиках соучастия.

«Обращаясь к труду [финского архитектора] Юхани Палласмаа „Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия“, мы будем экспериментировать с новыми формами вовлечения и исследовать прикосновение, близость и человеческое взаимодействие», — объясняют кураторы идею своего проекта.

ДОСЬЕ

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — российская международная выставка современного искусства, организованная по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Она проходит в Екатеринбурге и городах Уральского региона с 2010 года и входит в Международную ассоциацию биеннале (IBA). Уральская биеннале работает с индустриальным наследием региона и славится выбором оригинальных мест проведения — от типографии «Уральский рабочий» и Уральского завода тяжелого машиностроения, гостиницы «Исеть», Уральского приборостроительного завода до кинотеатра «Колизей».

Основной проект биеннале 2019 года «Преодолеть бессмертие: к множествам будущего» под кураторством Шаоюй Вэн, младшего куратора китайского искусства в Музее Соломона Гуггенхайма, стал лауреатом VIII Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года». Биеннале запомнилась зрителям по тысячам черных бабочек мексиканского художника Карлоса Аморалеса и коридору из человеческих следов, отпечатанных в искусственной грязи, российской группы Recycle Group.

Соорганизаторами биеннале в этом году выступают Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Центр поддержки и развития современного искусства ZA ART.

Еще…

«Уральская биеннале всегда работает с уникальными невыставочными пространствами, и в этом году мы решили уйти от формата большого блокбастера на заводе и выбрали несколько пространств, каждое из которых находится в стадии трансформации», — отмечает комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.

Основной проект нынешней биеннале, который открывается в начале октября, пройдет на четырех площадках: в цехе автоматизированного механообрабатывающего производства, в Екатеринбургском государственном цирке, бывшем кинотеатре «Салют» и на главпочтамте. В нем примут участие более 50 российских и международных художников.

Турецкая художница Хале Тенгер, известная инсталляциями, критикующими милитаризм и патриархальные установки, воссоздаст свою работу 1990-х годов. Она построит будку с играющим радиоприемником и идеалистическими видами природы, куда можно будет зайти посетителям. Французский художник и кинорежиссер Клеман Кожитор, обладатель престижной Премии Марселя Дюшана, покажет одноканальное видео «Галантные Индии» (2017), созданное совместно с Парижской национальной оперой. Это современная интерпретация одноименной оперы-балета, написанной в XVIII веке французским композитором Жан-Филиппом Рамо. На создание работы Кожитора вдохновили ритуальные танцы американских индейцев. На главпочтамте молодой турецкий медиахудожник, осмысляющий информационные потоки и алгоритмы, Эгемен Демирчи предложит посетителям написать письма в будущее, которые будут храниться на почте и будут отправлены через 100 лет. Турецкая художница Мехтап Байду, поднимающая гендерную повестку, представит произведение «Камень желаний». Оно составлено из множества присланных женщинами камней, что отсылает к ритуальной практике курдов.

Как и в прошлые годы, важнейшая часть биеннале — арт-резиденции. Их цель — познакомить публику с действующими промышленными объектами Урала. На этот раз резиденты работают не только в городах — Асбесте, Кыштыме, Нижнем Тагиле, Полевском, Сатке, Сысерти, Челябинске, но и в поселках — Черноисточинске в Свердловской области и Соколе в Челябинской области. В течение шести месяцев группа российских и международных художников вместе с куратором Владимиром Селезневым, лауреатом премии «Инновация», исследует городские сообщества, уральское индустриальное наследие и знакомится с производственными процессами действующих предприятий. Художники также привлекают к созданию своих работ жителей. Итоги их коллаборации в виде выставок и перформансов будут показаны в городах арт-резиденций.

Еще в июле начались организованные поездки по программе «Маршруты биеннале» в места арт-резиденций и спецпроектов: Сатку, Кыштым и Черноисточинск, — и были созданы три спецпроекта для биеннале. Первый представляет инсталляцию художника, лауреата грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников Василия Кононова-Гредина «Сад камней», составленную из 250 зеркал на уступах Берёзовского карьера. Художник трансформировал карьер площадью 264 тыс. кв. м, где велась добыча минерала магнезита, в искусственную среду для отдыха и созерцания. Второй, мурал «Рекультивация» художника «уличной волны» Андрея Оленева, выполненный в стиле советской монументальной живописи и установленный на фасаде цеха комбината «Магнезит» в Сатке площадью 4,6 тыс. кв. м, посвящен собирательному образу сотрудника предприятия. В центре сюжета — руки рабочего, оберегающие побег растения, которые подчеркивают важность коллективной, а не только личной ответственности людей за природу и ежедневной заботы о ней.

Скульптура «Дразнилка» Ивана Горшкова, представителя «воронежской волны», в русле реки Кыштымка — один из проектов арт-резиденций. Работа изображает металлургов, держащих в руках березовые бревна. По мысли автора, это символ местного уральского характера, образ борьбы и упорства.

Публичная программа «Швейцарский фокус» совместно со Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» и кураторами Дмитрием Безугловым и Юлией Фиш будет состоять из перформансов и инсталляций «Исполняя социальные ритуалы» — с участием театрального режиссера и музыкального продюсера, победителя конкурса Swiss Theater Encounters Алана Альпенфельта, швейцарских перформансистов — художницы Ханны Вайнбергер, победительницы Swiss Emerging Artist Prize, Оливии Видеркер, а также художника-исследователя Жерома Леуба и лауреата Swiss Art Award Флоранс Юнг. Они представят различные стратегии взаимодействия с городской средой — от социальной скульптуры и документального театра до звуковой интервенции в общественных пространствах. Алан Альпенфельт подготовил новый сценарий проекта «Секретные звуковые истории», который расскажет о «надеждах и страхах» людей в условиях самоизоляции. Оливия Видеркер создает перформанс «Да! Нет! Да! Нет!», соединяющий сложные хореографические движения с простыми выражениями «да» и «нет». Ханна Вайнбергер представит звуковую ситуацию бесконечного ожидания, а Флоранс Юнг покажет работу, посвященную вопросам личных границ и размышлениям об индивидуальном и общественном благе. Перформансы начнутся в сентябре и пройдут до закрытия биеннале 5 декабря на площадке бывшего кинотеатра «Салют».

6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Различные площадки Екатеринбурга и других городов
2 октября – 5 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+