18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайное становится явным на картинах Паулы Регу

№94
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен охватывает 60 лет карьеры британской художницы португальского происхождения

Девушка в футболке горчичного цвета и зеленой юбке сидит в безликой комнате. Она нагнулась вперед, к своим скрещенным ногам, и обхватила голову рукой, запустив пальцы в волосы. По бокам от нее стоят двое мужчин, которых мы видим только ниже груди. На них белые комбинезоны и черные сапоги. Их рукава закатаны, а в руках они держат отвертку и дрель, как будто орудия пыток.

Пауле Регу было всего 15, когда она написала «Допрос» (1950) — мощный образ, которым открывается выставка художницы в лондонской Тейт Бритен, самая большая британская ретроспектива в ее карьере. «Невероятно, что уже в столь юном возрасте она привлекала внимание к истории насилия и пыток в период военной диктатуры в Португалии и делала это с таким мастерством, — говорит Елена Криппа, организовавшая выставку совместно с Зузаной Флашковой. — Для меня эта картина — начало поисков, которые она ведет на протяжении всей своей карьеры».

Провести персональную выставку в Тейт Регу предложили, заметив интерес посетителей к ее залу на групповой выставке фигуративного искусства «Слишком человеческое» в 2018 году. Ее ретроспектива приобрела дополнительную актуальность в свете влияния пандемии на рост домашнего насилия. «Она показывает, как дома, внутри семьи складываются отношения неравенства и доминирования, и демонстрирует явления, которые обычно остаются за закрытыми дверьми», — говорит Криппа.

Выставка, подготовленная совместно с Регу и ее сыном Ником Уиллингом, проливает свет на общественно-политический контекст, из которого растет творчество художницы, и на разнообразные источники, материалы и объекты, с которыми она работает уже более 60 лет. Экспозиция Тейт дополнила и расширила выставку Регу в Milton Keynes Gallery, состоявшуюся в 2019 году и посвященную главным образом ее политическим картинам. Благодаря щедрости владельцев, предоставивших произведения художницы во временное пользование, и возможности отвести под экспозицию значительное пространство Тейт удалось подготовить богатый материал, включающий редко экспонируемые вещи, и уделить внимание всем этапам ее карьеры. Выставка исследует влияние на ее творчество юнгианского психоанализа, к которому Регу обратилась в 1966 году, и интерес художницы к литературе и фольклору. Она также рассказывает о разоблачительной выставке в Serpentine Gallery в 1988-м и о резиденции в Национальной галерее в 1990-м, которая заставила ее обратиться к вопросу об отсутствии женщин на исторических полотнах.

Паула Регу родилась в Португалии, но ее жизнь неразрывно связана с Великобританией. Ее отец-антифашист учился и работал инженером в Соединенном Королевстве, а в ее родном Эшториле семья часто слушала ВВС. Регу ходила в английскую школу в соседнем Каркавелуше, а в 16 лет ее отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда. Она окончила учебу в 1956 году, периодически бывала в Португалии, а в 1972-м вместе с семьей окончательно переехала в Лондон. «Она здесь училась, у нее здесь родственники, — говорит Криппа. — Ее сознание и творчество функционируют на обоих языках и в обеих культурах».

Тейт Бритен
«Паула Регу»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+