18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Редкий портрет Екатерины I пополнил коллекцию «Царского Села»

Фрагмент картины «Аллегория на правление Екатерины I» с редчайшим прижизненным изображением императрицы поступил в музей-заповедник из частного собрания

Государственный музей-заповедник «Царское Село» стал обладателем фрагмента картины «Аллегория на правление Екатерины I» начала XVIII века. Это редкое прижизненное изображение императрицы, причем с необычной иконографией.

Ранее оно хранилось в российской частной коллекции и благодаря финансовой помощи компании «Герофарм» было выкуплено специально для «Царского Села».

«Для нас особенно важно иметь прижизненное изображение Екатерины I — основательницы царскосельской императорской резиденции. Купить такой раритет в нынешней непростой финансовой ситуации за собственные средства музей бы не смог», — цитирует пресс-служба музея его директора Ольгу Таратынову. Это третий портрет Екатерины I в собрании музея, после произведений Луи Каравака и Ивана Адольского.

Экспертиза, проведенная сотрудниками Русского музея, датировала работу второй четвертью XVIII века. Имя автора неизвестно, однако в составе пигментов живописи скипетра обнаружены золото и серебро — они были доступны, скорее всего, художникам, работавшим при императорском дворе, считают эксперты.

На фрагменте холста изображена Екатерина I, увенчанная императорской короной, в горностаевой мантии, со скипетром и державой в руках на фоне батальной сцены и военных трофеев.

По мнению экспертов, данный фрагмент — часть большого живописного полотна, выполненного в память о коронации Екатерины I. Оно повторяет центральную часть гравюры 1725 года работы Алексея Зубова, которая была поднесена Екатерине I в дар от Святейшего синода. На ней царица была представлена в рост в окружении медальонов с портретами русских государей.

«Этот фрагмент, безусловно, был частью композиции, которую условно можно назвать генеалогическим древом… Что доказывает, что это было именно так? Сшивной холст. То есть произведение имело больший размер, холст был больше, следовательно вокруг была какая-то развернутая композиция, и, скорее всего, это были именно портреты правителей», — считает завотделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

Теперь картину предстоит отреставрировать, после чего она будет представлена в экспозиции.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+