18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким увидели американцы русское искусство почти 100 лет назад

№94
Материал из газеты

Музей русского импрессионизма на выставке «Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924» по крупицам собрал произведения, которые после американских гастролей распылились по разным странам

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с неизвестными или малоизученными именами и явлениями в истории русского искусства. Новая выставка-исследование посвящена крупнейшему показу в США русского искусства, состоявшемуся в 1924 году. Идея организовать в Нью-Йорке выставку-продажу работ современных отечественных художников возникла у выдающегося ученого и коллекционера Ивана Трояновского и была поддержана издателем Иваном Сытиным (оба вложили в рискованный проект собственные средства), а также художником Сергеем Виноградовым, который стал председателем выставочного комитета (кстати, его персональная выставка открылась в музее в сентябре 2020 года).

Среди активных организаторов нью-йоркской выставки — Игорь Грабарь и Константин Сомов. Возможно, это единственный и последний пример столь тесного сотрудничества художников, оставшихся в Советской России, и эмигрантов. Хотя выставка была проведена под эгидой Особого комитета по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при возглавляемой Ольгой Каменевой Комиссии заграничной помощи при Президиуме ЦИК, тогда это не помешало включить в экспозицию работы русских художников, проживавших во Франции (хотя и вызвало недовольство советских властей).

В экспозицию были включены живопись Абрама Архипова, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Стани­слава Жуковского, Алексея Исупова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Николая Рериха, Алексея Рылова, Зинаиды Серебряковой, Константина Юона, графика во всевозможных техниках, в том числе работы Константина Сомова, Сергея Чехонина и Анны Остроумовой-Лебедевой, архитектурные проекты Алексея Щусева и Ивана Фомина, скульптура Сергея Коненкова, Анны Голубкиной и других, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства. После завершения показа в Нью-Йорке были сформированы Южная и Северная передвижные выставки; последняя даже добралась до Канады.

По данным Игоря Грабаря, в Нью-Йорке было продано 93 работы на сумму более $50 тыс., а в числе покупателей оказались дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, певец Федор Шаляпин и композитор Сергей Рахманинов. Грабарь писал, что «про выставку кричали неумолчно в течение двух месяцев подряд, и если собрать все о ней написанное, то это составит добрый том, достаточно объемистый. При этом ни одного отрицательного суждения…» Впрочем, вопрос о коммерческом успехе предприятия остается спорным. Так, по словам Константина Сомова, покупали «…преимущественно вещи старой школы. <…> Наши молодые художники не нравятся, и на них почти не смотрят».

В результате около сотни произведений разошлось по частным американским собраниям, что-то оказалось в других странах. Долгое время большинство этих работ нигде не выставлялось, но бум на русское искусство в 2000-х вновь вернул их на рынок.

Вещи с провенансом «Выставка русского искусства в Нью-Йорке. 1924 год» стали все чаще всплывать на международных аукционах. Специалистам Музея русского импрессионизма после скрупулезного изучения архивных документов, каталогов аукционных торгов, прессы 1920-х годов удалось установить участие в той легендарной экспозиции и разыскать более 80 работ из музейных фондов и частных собраний России и мира, в том числе из венской Альбертины, коллекций Виктора Шкулева, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева. Все они представлены на выставке. На третьем этаже музея показаны еще 18 полотен, которые, предположительно, участвовали в той выставке 1924 года (раздел так и называется — «Гипотезы»).

Музей русского импрессионизма, Москва
«Другие берега. Русское искусство в Нью‐Йорке. 1924»
До 16 января 2022

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+