18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрупкое и смелое: современные художники выразили себя в муранском стекле

№94
Материал из газеты

Glasstress отражает многогранность современного художественного мышления, объединенного стеклом

У этой выставки длинная, но важная предыстория. В 2009 году венецианская Cтудия Беренго придумала проект Glasstress. Переведем вольно: «Разговаривая на языке стекла». За это время более 300 живописцев, дизайнеров, архитекторов со всего мира при помощи стеклодувов, работающих в знаменитых мастерских на острове Мурано, воплотили свои образы в стекле. Более десяти лет проект является постоянным спутником Венецианской биеннале, а также проводит выставки в разных частях света. Идея проста: с помощью арт-авторитетов убедить широкую публику, что стекло — это не только посуда, люстры и безделушки, которыми наполнены сувенирные магазинчики на том же Мурано, это материал для разговора о более интересных и важных вещах.

В 2015 году в проект серьезно зашел Государственный Эрмитаж. В палаццо Кавалли — Франкетти состоялась выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная музеем совместно со Студией Беренго в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале, а куратором выступил Дмитрий Озерков, главный по современному искусству в Эрмитаже. Из Петербурга тогда приехали доспехи, предметы для средневековых богослужений, утварь, выполненные в стиле готики и неоготики. С ними в диалог вступили стеклянные объекты, придуманные Ильей и Эмилией Кабаковыми («Арка жизни»), Джеком и Диносом Чепменами («То же самое, но в стекле»), Хансом Оп де Беком («Замороженный натюрморт Vanitas»). Тогда всем запомнился «Стеклянный Большой Брат» китайца Сун Дуна в виде громадной венецианской люстры, из которой торчат во все стороны камеры наблюдения.

Пришла пора масштабно показать проект в России, заняв под него десяток залов Главного штаба и представив 51 художника. «Глобально нам было интересно показать сам проект Glasstress эрмитажному зрителю, который привык воспринимать стекло, скорее, лишь как наследие декоративно-прикладного искусства, — говорит сокуратор выставки Елисей Захаренков. — Так родилась концепция нового открытия стекла как „окна в Европу“, но, учитывая, что проект Glasstress объединяет в себе художников со всего света, получилось уже „окно в мир“, в будущее, которое наступает для стекла в мастерских на острове Мурано, взгляд на то, как традиционные технологии создают новое искусство».

Работа классика концептуализма Джозефа Кошута «Любой двухметровый квадратный лист стекла, опирающийся на любую стену» придумана еще в 1965 году, здесь — версия 2009 года. Еще из классиков-классиков показаны «Сжатие» Сезара и «Вечный эмигрант» Ильи и Эмилии Кабаковых. Новыми работами представлен Тони Крэгг. В своем репертуаре Ян Фабр — «Испражняющиеся голуби мира и летающие крысы».

Из «Готики» переехали поедаемые червями разно­цветные черепа Чепменов и люстра Сун Дуна. На сей раз ироничен Жауме Пленса. Его «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» представляет триптих из трех девушек, последовательно закрывающих глаза, уши и рот. Две стеклянные руки в объекте Моники Бонвичини «В моих руках» пытаются переломить стеклянный трос. Пока не удается. Так же, как не падает с металлической подставки стеклянный куб в работе Джимми Дарема «А если небу суждено упасть?». Пока не падает. 

Государственный Эрмитаж, Главный штаб
«Glasstress. Окно в будущее»
До 31 октября

Материалы по теме:
Русские проекты в Венеции
Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+