Хрупкое и смелое: современные художники выразили себя в муранском стекле

Карен Ламонт. «Полулежащий ноктюрн 4». 2018. Стекло, литье. Собственность художницы. Фото: Государственный Эрмитаж/Courtesy the artist
Карен Ламонт. «Полулежащий ноктюрн 4». 2018. Стекло, литье. Собственность художницы.
Фото: Государственный Эрмитаж/Courtesy the artist
№94, сентябрь 2021
№94
Материал из газеты

Glasstress отражает многогранность современного художественного мышления, объединенного стеклом

У этой выставки длинная, но важная предыстория. В 2009 году венецианская Cтудия Беренго придумала проект Glasstress. Переведем вольно: «Разговаривая на языке стекла». За это время более 300 живописцев, дизайнеров, архитекторов со всего мира при помощи стеклодувов, работающих в знаменитых мастерских на острове Мурано, воплотили свои образы в стекле. Более десяти лет проект является постоянным спутником Венецианской биеннале, а также проводит выставки в разных частях света. Идея проста: с помощью арт-авторитетов убедить широкую публику, что стекло — это не только посуда, люстры и безделушки, которыми наполнены сувенирные магазинчики на том же Мурано, это материал для разговора о более интересных и важных вещах.

В 2015 году в проект серьезно зашел Государственный Эрмитаж. В палаццо Кавалли — Франкетти состоялась выставка Glasstress 2015 Gotika, организованная музеем совместно со Студией Беренго в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале, а куратором выступил Дмитрий Озерков, главный по современному искусству в Эрмитаже. Из Петербурга тогда приехали доспехи, предметы для средневековых богослужений, утварь, выполненные в стиле готики и неоготики. С ними в диалог вступили стеклянные объекты, придуманные Ильей и Эмилией Кабаковыми («Арка жизни»), Джеком и Диносом Чепменами («То же самое, но в стекле»), Хансом Оп де Беком («Замороженный натюрморт Vanitas»). Тогда всем запомнился «Стеклянный Большой Брат» китайца Сун Дуна в виде громадной венецианской люстры, из которой торчат во все стороны камеры наблюдения.

Лорис Чеккини. «Бессвязный отдых». 2013. Стеклянные бусины, сталь, проволока; плетение. Фото: Государственный Эрмитаж/Courtesy the artist and Berengo Studio
Лорис Чеккини. «Бессвязный отдых». 2013. Стеклянные бусины, сталь, проволока; плетение.
Фото: Государственный Эрмитаж/Courtesy the artist and Berengo Studio

Пришла пора масштабно показать проект в России, заняв под него десяток залов Главного штаба и представив 51 художника. «Глобально нам было интересно показать сам проект Glasstress эрмитажному зрителю, который привык воспринимать стекло, скорее, лишь как наследие декоративно-прикладного искусства, — говорит сокуратор выставки Елисей Захаренков. — Так родилась концепция нового открытия стекла как „окна в Европу“, но, учитывая, что проект Glasstress объединяет в себе художников со всего света, получилось уже „окно в мир“, в будущее, которое наступает для стекла в мастерских на острове Мурано, взгляд на то, как традиционные технологии создают новое искусство».

Работа классика концептуализма Джозефа Кошута «Любой двухметровый квадратный лист стекла, опирающийся на любую стену» придумана еще в 1965 году, здесь — версия 2009 года. Еще из классиков-классиков показаны «Сжатие» Сезара и «Вечный эмигрант» Ильи и Эмилии Кабаковых. Новыми работами представлен Тони Крэгг. В своем репертуаре Ян Фабр — «Испражняющиеся голуби мира и летающие крысы».

Из «Готики» переехали поедаемые червями разно­цветные черепа Чепменов и люстра Сун Дуна. На сей раз ироничен Жауме Пленса. Его «Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле» представляет триптих из трех девушек, последовательно закрывающих глаза, уши и рот. Две стеклянные руки в объекте Моники Бонвичини «В моих руках» пытаются переломить стеклянный трос. Пока не удается. Так же, как не падает с металлической подставки стеклянный куб в работе Джимми Дарема «А если небу суждено упасть?». Пока не падает. 

Государственный Эрмитаж, Главный штаб
«Glasstress. Окно в будущее»
До 31 октября

Материалы по теме:
Русские проекты в Венеции
Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+