Русские проекты в Венеции

Glasstress 2015 Готика

Иван Плющ. Иллюзия исчезновения полноты. 2015
Иван Плющ. Иллюзия исчезновения полноты. 2015

Задуманный Адриано Беренго, владельцем муранской стекольной фабрики Berengo Studio, проект Glasstress пройдет в Венеции уже в четвертый раз. Беренго решил вывести традиционное и по обыкновению считающееся ремесленным производство художественного стекла на новые высоты, где оно могло бы вписаться в контекст современного искусства. На фабрику пригласили художников и дизайнеров и предложили пофантазировать — придумать произведение искусства с использованием стекла или целиком из него сделанное. С помощью мастеров студии самые смелые задумки приводят в соответствие с техническими возможностями, после чего раскаленная масса превращается в арт-объекты, скульптуры и инсталляции.

Справка

Аслан Гайсумов, самый молодой автор в коллекции Эрмитажа

Недавно инсталляция Элиминация (2013), работа самого молодого участника выставки Готика Аслана Гайсумова (род. 1991), была подарена Фондом поддержки современного искусства «Винзавод» Государственному Эрмитажу. И стала одной из первых современных работ в коллекции мирового музея.

Гайсумов родился, живет и работает в Грозном. Окончил Московский колледж дизайна, затем Институт проблем современного искусства. Первая персональная выставка Гайсумова Без названия (Война) состоялась в 2011 году в московском Центре современного искусства «Винзавод», на площадке «Старт», специализирующейся на открытии новых имен и поддержке молодых художников. Гайсумов представил там впечатляющую серию объектов: несколько изрезанных, продырявленных, присыпанных землей книг. «Проектом Без названия (Война) я занимался несколько лет и не думал, что его выставлю, это предназначалось, скорее, воображаемому зрителю», — вспоминает Аслан Гайсумов. За эти истерзанные, теперь очень узнаваемые томики Гайсумов получил приз 3-й Московской биеннале молодого искусства.

На 5-й Московской биеннале современного искусства художник представил новую инсталляцию Элиминация — подсвеченные ворота частных домов, изрешеченные пулями. «Ворота в чеченской культуре, помимо практической охранительной функции, имеют символический смысл — как лицо дома, показатель статуса и своего рода портрет его владельцев. Аслан ездил по разным селам в Чечне и собирал ворота со следами пуль и осколков — в обмен на новые ворота. Игра со светом, привнесенная в реальный объект, — это прием, который обнажает насилие войны и одновременно служит символическим жестом: свет заполняет собой место, где должен стоять дом, обозначает границы исчезнувшей реальности, в прерванной мирной жизни», — рассказывает куратор Елена Яичникова. В прошлом году Элиминация была представлена проектом «Старт» в параллельной программе европейской биеннале Manifesta в Петербурге в Кадетском корпусе. «Я постоянно получал сообщения от незнакомых мне людей с их вариантами прочтения этой работы. Одновременно произведение и документ, Элиминация стала частью эрмитажной коллекции, и я теперь думаю об этом новом контексте: не каждый музей имеет такое собрание самых разных культур и эпох», — говорит Аслан Гайсумов.

«То, что Эрмитаж заинтересовался работой Аслана, для нас важно и приятно, так как мы наблюдаем, как воплощается основной замысел проекта «Старт» — предоставлять шанс для молодых художников быть замеченными профессиональным художественным сообществом», — говорит президент фонда «Винзавод» Софья Троценко.

Еще…

Очередная экспозиция в одном из самых нарядных венецианских дворцов, палаццо Франкетти, не станет исключением: в ней принимают участие 50 художников из 20 стран, в их числе Дэмиен Херст, братья Чепмен, Илья и Эмилия Кабаковы, Ваэль Шавки, Тони Крэгг, Жоана Вашконселуш, Тони Мателли, Вим Дельвуа, а также восходящие русские звезды Иван Плющ, Ольга Трейвас, Аслан Гайсумов.

Концепцию выставки, названной Готика, разработал заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Он выстраивает параллели между готическим стилем и современным искусством. Основное сходство заключается, по его мнению, в том, что и готика, и современное искусство оказываются универсальным художественным языком, преодолевшим культурные барьеры: как готика стала в Средние века первым интернациональным стилем Европы, так и современное искусство сегодня является интернациональным стилем всего мира.

Готическое и современное искусство одинаково восприимчиво к другим художественным стилям. Да и в общественном плане с «темными веками» нас связывает гораздо больше, чем нам бы того хотелось. Как объясняет Дмитрий Озерков, мы снова живем в переходное время, когда прежние идеалы развенчаны, а новые еще не пришли им на смену. И в этом междуцарствие остается только одна верная точка отсчета — искусство.

В экспозиции исторические изделия из стекла соседствуют с работами, сделанными современными художниками специально к биеннале (не говоря уже о том, что в интерьере самого палаццо Франкетти можно увидеть великолепные люстры из муранского стекла). Поддержать идею готического междуцарствия из Эрмитажа приедут средневековые стеклянные изделия из коллекции Александра Базилевского — русского дипломата, продавшего свое собрание музею в конце XIX века. Будут в экспозиции и другие готические предметы: монстранции, в которых хранили мощи святых, реликварии, стеклянные распятия.

Помимо палаццо Франкетти, экспозиция займет помещения Berengo Glass Center на острове Мурано. Здесь будут выставлены исключительно современные художники, которым Готика предоставила простор для размышлений — от готической мифологии со Святым Граалем и рыцарями Круглого стола до магии и философии, от макабрических картин Средневековья до современных отсылок к «темным векам».

Glasstress совместно с Эрмитажем
Палаццо Франкетти и Фонд Беренго
9 мая — 11 ноября


Павильон Теллурии

О новом Средневековье рассказывает совместный проект писателя Владимира Сорокина и художника Жени Шефа — Павильон Теллурии, фантасмагорической страны, описанной в одноименном романе Сорокина. Главная интрига — в том, что знаменитый писатель, получивший когда-то профессиональное художественное образование, предстанет в новом качестве живописца.

Палаццо Рокка Контарини Корфу
7 мая — 4 июня


Recycle Group. Conversion

Художники использовали для некоторых скульптур слепки своих лиц
Художники использовали для некоторых скульптур слепки своих лиц

Выставку группы Recycle Group (основанной в 2008 году художниками из Краснодара Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым, лауреатами Премии Кандинского) устраивает Московский музей современного искусства (MMOMA) при поддержке галереи «Триумф». В футуристическом проекте Conversion художники представляют, какое будущее нас ждет, если одержимость новыми телекоммуникационными технологиями сохранит свой нынешний накал. Название выставки задает и определенный религиозный смысл: conversion, или «обращение», подразумевает, что речь пойдет о духовных открытиях, сделавших прежний мир невозможным. И кажется, с изобретением Интернета, Facebook и смартфона это действительно так.

Как один из самых технически подкованных художественных коллективов на территории российского искусства Recycle Group обратились к хорошо знакомому им миру — виртуальному пространству и информационным потокам. Собственно божеством у них становится информация, хранящаяся в глобальной сети. Инсталляцию расположат в помещении небольшой венецианской церкви Святого Антонина, основанной еще в VII веке. Стараниями Recycle Group и британского куратора Джеймса Патнема храм из средневековой руины превратится в руину «информационной церкви» XXI века, где сакральное действо разыгрывается при участии совсем других «святых» — проповедников новых технологий, распространяемых с помощью гаджетов и прочих электронных устройств.

Центральный барельеф обновленной, или правильнее было бы сказать проапгрейденной, церкви изображает толпу послушников и последователей культа, которые с телефонами в руках тянутся к вышкам мобильной связи в надежде поймать сигнал и выйти в Интернет. В церкви немало особых «реликвий» и «объектов культа». Так, в алтаре расположен крест Facebook, главный символ религии новых технологий, и десять правил, которые должен соблюдать любой «последователь» (или, используя новую терминологию, «фолловер») сети Facebook. Фигуры «неоапостолов» несут новое знание о технологиях; инструкции по использованию программ и серверов — таковы новые заповеди. Проект Recycle Group не лишен самоиронии, ведь Интернет и технологии — это и есть то, благодаря чему художники коллектива находят выражение своим идеям. Одновременно доводя одержимость телекоммуникациями и технологиями до крайности, превращая ее в религиозный культ, Recycle Group представляют портрет общества сколь абсурдный, столь и узнаваемый.

MMOMA при поддержке галереи «Триумф»
Церковь Святого Антонина
6 мая — 22 ноября


AES + F. 001 Inverso Mundus

В съемках видеоинсталляции участвовали 57 актеров из разных стран
В съемках видеоинсталляции участвовали 57 актеров из разных стран

Группа AES + F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) в рамках параллельной программы Венецианской биеннале представит новый мультимедийный проект 001 Inverso Mundus (Перевернутый мир). Как и названия некоторых предыдущих работ коллектива, заголовок восходит к историческим литературным и изобразительным источникам. Пир Тримальхиона воскрешал память о римском вольноотпущеннике из Сатирикона, Allegoria Sacra — о знаменитой картине Джованни Беллини, хранящейся в Уффици. Тема перевернутого мира тоже возникла неспроста: начиная с XVI века в Европе были в ходу гравюры, изображавшие парадоксальные, а порой просто возмутительные ситуации, где все привычные явления и коды общественного поведения были перевернуты с ног на голову. На этих графических листах осел мог погонять груженного тюками человека, лошадь — ездить верхом на кучере, женщина — носить шпагу, а мужчина — нянчить детей. Словом, все менялись ролями, чтобы представить картину настолько абсурдную, чтобы существующие правила казались самыми разумными и единственно верными. В России к этим забавным, на первый взгляд визуальным, парадоксам нередко относились слишком серьезно, так что судьба подобных изображений не всегда складывалась гладко. К примеру, один из распространенных сюжетов Бык не захотел быть быком в свое время подвергся царской цензуре, которая усмотрела в быке, запрягшем человека в плуг, подстрекательство к бунту крепостных крестьян. Не нужно обладать столь впечатлительной натурой, как царские цензоры, чтобы рассмотреть в 7-канальной панорамной видеоинсталляции сарказм относительно положения дел в современном мире. Мир, позабывший о справедливости, художники представляют в серии соответствующих ситуаций: бедные подают богатым, старики сходятся на боксерском ринге с детьми и подростками, стражи порядка меняются местами с ворами. Художники воспроизводят средневековый карнавал, превращая его в современную игру на выживание, в которой задействованы все поколения, все социальные слои, вне зависимости от их религиозных предпочтений или экономических возможностей. Съемки, в которых принимали участие 57 актеров, проходили в павильоне «Мосфильма». В видеоинсталляции использована музыка  Леона Бельмана, Мориса Равеля, Берджиха Сметаны, Франца Листа и Петра Чайковского.

Vitraria Glass + A Museum при поддержке галереи «Триумф»
Соляные склады на набережной Дзаттере, склад 5
7 мая — 22 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+