18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На ярмарке blazar встретились художники и коллекционеры нового поколения

В Музее Москвы открылась вторая по счету ярмарка молодого искусства blazar. Она заметно выросла по объему и продвинулась в сторону цифровизации

Год назад ярмарка впервые состоялась как сателлит Cosmoscow. Последняя по-настоящему утвердилась в статусе международной и престижной, к тому же воспринималась как обязательный ежегодный смотр достижений отечественного галерейного дела, а вот blazar должна была стать более демократичным вариантом и площадкой для экспериментов как молодых художников, так и начинающих коллекционеров. Собственно, так и получилось, но на этот раз, из-за переноса Cosmoscow на неделю позже (к тому же ярмарка переехала в Манеж из Гостиного Двора), blazar неожиданно обрела самостоятельность и собственный вес (впрочем, и выросла минимум в два раза). Во-первых, на открытие пришли, кажется, все: и бомонд, и ключевые игроки арт-индустрии вроде директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, основательницы «Винзавода» Софьи Троценко, одной из учредительниц выставочного пространства Сube.Moscow Надежды Зиновской и, конечно же, создательницы Cosmoscow и соучредительницы blazar Маргариты Пушкиной. Гостей встречала соучредитель ярмарки Анна Дюльгерова. Но все-таки исключительно светским событием превью ярмарки, к счастью, не стало, и большинство посетителей — это сами художники, арт-менеджеры и коллекционеры, уже известные и только начинающие.

Посетителям, привыкшим к выхолощенным пространствам ярмарок западного типа с минималистскими стендами, белыми стенами и типовой застройкой, потребуется время, чтобы привыкнуть к творческому хаосу blazar. На смену проницаемым конструкциям из металлических сеток, которые служили стендами для картин и арт-объектов в прошлом году, пришла затейливая застройка из нескольких фанерных перегородок в центре помещения. Как раз эта центральная часть отведена под проекты независимых художников, которые приняли решение принять участие в ярмарке самостоятельно, на свой страх и риск, без прикрытия в виде каких-либо галерей и институций. Это главная изюминка ярмарки и, кажется, самая живая, демократичная и неожиданная часть экспозиции. По сторонам сделаны «компартименты» на два-три галерейных стенда.

Галереи участвуют в blazar в двух разных форматах. Есть те, кто делает это за свой счет, в том числе московские «Tираж 1/1», Heritage gallery, Myth Gallery и Marina Gisich Gallery из Петербурга, Ural Vision Gallery и арт-галерея Ельцин Центра из Екатеринбурга, Ayarkut из Якутии (новый проект Надежды Зиновской), а также благотворительный клуб Voblago, поддерживающий врачей-онкологов и популяризирующий современное искусство. Другой большой раздел — бесплатный для участников и коллективный (хотя по факту у всех свои стенды) стенд Created in Moscow, который объединил 20 московских галерей (в их числе — именитые Triumph, pop/off/art, Artwin Gallery, Fragment, Askeri Gallery, 11.12 Gallery). Это проект АКИ — созданного в 2020 году правительством Москвы Агентства креативных индустрий. Наконец, еще один раздел blazar — пространства, где представляют работы студентов и выпускников учебные заведения: как признанные государственные МГАХИ им. В.И.Сурикова, Школа дизайна «Вышки», детище МАММ Школа Родченко, так и множество частных образовательных институций, а также Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt, в числе патронов которого ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин, совладелец и управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

С навигацией на blazar туго, и разобраться, кто, что и где, без плана, который можно найти, кажется, только на сайте ярмарки blazar.art, очень трудно. Зато на сайте же можно обнаружить виртуального двойника мероприятия — онлайн-ярмарку, где есть все представленные работы с описанием (автор, техника и тому подобное), фотографией и ценами. Последнее особенно важно, потому что обещанные QR-коды, которые должны, по идее, сопровождать каждую работу и вести на страницу с описанием, есть далеко не везде. Если независимые художники по старинке развесили распечатанные листочки A4 c прайсом, кодом и даже собственными пояснениями, то многие галереи просто проигнорировали это нововведение (да и на сайте предпочли стыдливо спрятаться за формулировкой «цена по запросу»).

Так что до полной цифровизации и уберизации blazar еще далеко, хотя и в этом направлении сделаны огромные шаги. Приглянувшуюся работу можно примерить в собственном интерьере при помощи сервиcа MR Group, оплатить онлайн благодаря Visa и организовать доставку с помощью партнера ярмарки — «Яндекс.Маркет». Такими темпами посещение и покупка на ярмарке скоро будут мало чем отличаться от визита в IKEA: сперва десять раз потерялся в закоулках с искусством (в данном случае), потом выбрал то, что нужно, оплатил — и жди доставку. Цены, конечно, в среднем выше икеевских — но тоже стремятся к тому, чтобы можно было выбрать на любой бюджет.

Самым дешевым объектом оказались, кажется, шоколадки в авторской упаковке Kit-kap Саши Певака (3 тыс. руб.), среди самых дорогих — объекты Глеба Скубачевского на стенде Askeri Gallery (500 тыс. руб. и выше), но общий порядок цен — это десятки или сотни тысяч рублей. Это могут быть и монотипии из «Византийской серии» Алины Федоровой (26 тыс. руб.), и живопись Анны Белозеровой (35 тыс. руб.), и фарфоровый «Культовый доширак» Игоря Петрушова (12 тыс. руб.), и арт-объекты кооператива «Бусинки» (от 60 тыс. до 210 тыс. руб.), и инсталляция «Велик» Серафимы Бреслер (210 тыс. руб.), и киоты из серии Antiantrop Федоры Акимовой (250–350 тыс. руб.). Кстати, еще одна тема, которую второй год подряд невольно педалирует blazar, — женское лицо нового русского искусства. И ее еще предстоит осмыслить. Но главное — на ярмарке немало красных точек, так что многое купили еще вчера, а значит, надо спешить увидеть и купить.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+