18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж продал пять NFT-шедевров из своей коллекции

Подлинность ограниченной серии цифровых копий шедевров эпохи Возрождения, импрессионизма и модернизма заверил своей подписью Михаил Пиотровский. Они принесли более 32 млн руб.

Токенизированные копии пяти произведений из своей коллекции музей продал на аукционе на криптобирже Binance. Все NFT были созданы в двух экземплярах: один для продажи, другой будет храниться в Эрмитаже. Все цифровые копии были подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который также заверил подлинность каждой работы, надписав дату и время их подписания; место подписания — залы Эрмитажа — также закреплено в метаданных. «Эрмитаж — консервативный инноватор, консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относится и наш проект „Ваш токен хранится в Эрмитаже“, и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Торг за произведения шел в стейблкоинах. Как и на живом аукционе, основной вал ставок посыпался в последние минуты продажи работ.

В результате самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо — он продан за сумму, равную 11 024 527 руб.

Почти одинаково востребованными оказались «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне (5 420 697 руб.), «Куст сирени» Винсента ван Гога (5 493 950 руб.) и «Композиция VI» Василия Кандинского (5 859 627 руб). На последнем месте по проявленному покупателями интересу — «Юдифь» Джорджоне (4 761 423 руб). Все покупатели скрывались под никнеймами, так что владельцев цифровых шедевров удастся установить, только если они объявят о себе сами.

Проблема превращения в NFT произведений старого искусства, которые хранятся в музеях и изображения которых являются общественным достоянием, возникла, как только рынок криптоискусства пошел на подъем (знаком чего стала продажа работы Бипла на аукционе Christie’s за $69,3 млн).

В марте 2021 года коллектив Global Art Museum выпустил и начал продавать на площадке OpenSea NFT-шедевры мирового искусства из Рейксмузеума, Института искусств Чикаго, британского Бирмингемского музея — с целью встряхнуть мир «скучных и душных музеев» и сделать искусство ближе к людям.

Коллектив предполагал передавать 10% прибыли музеям — однако оказалось, что те ничего об этом не знают и пребывают в шоке. Стало очевидно, что ниша пуста, — и некоторые музеи решили сами занять ее. В мае 2021 года Галерея Уффици во Флоренции выпустила криптокопию знаменитого тондо «Мадонна Дони» Микеланджело и продала его за €140 тыс. В планах музея — сделать то же самое с работами Боттичелли, Рафаэля и Тициана.

Эрмитаж пошел на этом пути дальше — его NFT хранят больше дополнительных метаданных и плюс к цифровой копии картины покупатель получает видео, запечатлевшее момент ее создания.

«Как и наши коллеги из Уффици, при реализации этого проекта мы столкнулись с рядом правовых сложностей, — дополняет руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Правоспособность государственного музея ограниченна, поэтому нам пришлось придумывать механизмы, которые помогут нам реализовать наши желания. Мы проработали заранее каждый шаг и согласовали наши действия с финансовыми службами Эрмитажа». Добавим также, что, согласно закону, в России запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги. Однако Юрий Борисов, директор компаниии LFCS, которая обеспечивала юридическое сопровождение сделки, отметил: «Мы исходим из того, что российское право не ограничивает оборот NFT, так как NFT не имеет ничего общего с токенами, на которые введены ограничения».

«Но мы не собираемся решать с помощью токенов финансовые вопросы, у нас нет рыночных ожиданий, связанных с их выпуском. Мы хотим посмотреть, как эта форма будет восприниматься, — сказал Михаил Пиотровский. — NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где по сути все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к великому музею».

Эрмитаж будет продолжать работать с криптоискусством. На ноябрь назначена выставка «Незримый эфир».

В экспозицию войдут как уже существующие работы известных NFT-художников, так и произведения, специально созданные для Эрмитажа. Выставка будет происходить в виртуальном здании Биржи Тома де Томона, в «облачном» интерьере которой будут размещены работы.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+