18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На венской ярмарке наградили тексты о русском искусстве

Лауреат премии в номинации «Лучшая публикация» Тео Мерц, член жюри, основательница газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, соучредитель премии и издания Russian Art Focus, издатель The Art  Newspaper Инна Баженова, участница группы «Агитация», победившей в номинации «Лучшее исследование», Анастасия Спиренкова, главный редактор Russian Art Focus Джо Викери, член жюри премии, куратор и издатель Николас Ильин. Фото: Russian Art Focus Prize
Лауреат премии в номинации «Лучшая публикация» Тео Мерц, член жюри, основательница газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, соучредитель премии и издания Russian Art Focus, издатель The Art Newspaper Инна Баженова, участница группы «Агитация», победившей в номинации «Лучшее исследование», Анастасия Спиренкова, главный редактор Russian Art Focus Джо Викери, член жюри премии, куратор и издатель Николас Ильин.
Фото: Russian Art Focus Prize

В Вене в рамках ежегодной ярмарки viennacontemporary впервые вручена премия Russian Art Focus Prize, присуждаемая англоязычным текстам о современном российском искусстве

Международные арт-ярмарки меняют свой формат, стиль и масштаб. Успех определяется способностью перестраиваться на ходу. В этом году, получив нового арт-директора, словацкого искусствоведа Бориса Ондрейчку, viennacontemporary перегруппировалась в центр города: важные венские галереи принимают гостей в собственных пространствах, объединившись в программу Curated by; международный статус ярмарки поддерживает площадка, развернутая в здании Старой почты (Alte Post), где выставляются 28 галерей из Австрии, Венгрии, Ирландии, Италии, России, Словении, Украины и Чехии. В таком виде viennacontemporary, оставаясь точкой притяжения для коллекционеров и «арт-лаверов» Юго-Восточной Европы, открыла осенний сезон 2021 года.

В Alte Post не бравируют именами сверхдорогих художников, зато дают любителям искусства ощущение разнообразия предложения, будь то румынские живописцы, представленные галереей Doris Ghetta, цифровые и аналоговые снимки словенских фотографов на стенде Galerija Fotografija из Любляны, графика Павла Пепперштейна (Galerie Iragui) или концептуально и пластически сильный проект украинского художника Никиты Кадана (Voloshyn Gallery). Среди жемчужин Curаted by — проект Моники Бонвичини «Cценичеcкое пространство» (Stagecage), показанный в Galerie Krinzinger. Художница вновь доказала, что умеет сочетать провокативные месседжи с элегантной формой и свободно переходить из одной техники в другую. Обращает на себя внимание и проект Олеси Туркиной для галереи Сharim «История повторяется дважды: сначала как трагедия, потом как фарс» (History Repeats Itself Twice, First as a Tragedy, Then as a Farce).

Моника Бонвичини. «Cценичеcкое пространство» (Stagecage). Galerie Krinzinger. Фото: viennacontemporary
Моника Бонвичини. «Cценичеcкое пространство» (Stagecage). Galerie Krinzinger.
Фото: viennacontemporary

Среди важнейших мероприятий международной программы ярмарки — награждение лауреатов Russian Art Focus Prize, премии, учрежденной ежемесячным онлайн-журналом Russian Art Focus. Британскому журналисту Тео Мерцу достался приз в номинации «Лучшая публикация» за статью «Оммаж русскому авангарду вызвал бурю» (A Tribute to the Russian Avant-Garde Sets Off a Storm) в журнале The Economist в 2019 году. В номинации «Лучшее исследование» победила группа «Агитация», объединяющая пятерых молодых авторов (Вера Замыслова, Павел Митенко, Анастасия Спиренкова, Антонина Стебур, Даша Филиппова). «Агитация», которую в Вене представляла куратор, исследователь и продюсер Анастасия Спиренкова, подала на конкурс эссе «Партия мертвых: некроэстетика и трансформация политической перформативности в России во время пандемии» (Party of the Dead: Necroaesthetics and Transformation of Political Performativity in Russia During the Pandemic), опубликованное в онлайн-журнале ARTMargins в 2021 году.

Соучредитель Russian Art Focus Prize Дмитрий Аксенов и Анастасия Спиренкова, участница группы «Агитация», победившей в номинации «Лучшее исследование». Фото: Russian Art Focus Prize
Соучредитель Russian Art Focus Prize Дмитрий Аксенов и Анастасия Спиренкова, участница группы «Агитация», победившей в номинации «Лучшее исследование».
Фото: Russian Art Focus Prize

Победителей объявили и поздравили соучредители награды — российские предприниматели, коллекционеры и патроны искусства Инна Баженова и Дмитрий Аксенов, подчеркнув, что основная миссия Russian Art Focus Prize — приблизить современное российское искусство к мировому сообществу, сделать его более заметным и значимым на международной арт-сцене. Церемонии предшествовала дискуссия специально прилетевших в Вену членов жюри: Николаса Ильина, куратора фонда V–A–C Екатерины Чучалиной и основательницы газеты The Art Newspaper Анны Сомерс Кокс, в ходе которой они поделились впечатлениями о текстах, отобранных для голосования. Модерировала беседу Джо Викери, главный редактор Russian Art Focus, эксперт по рынку русского искусства, более 20 лет проработавшая в аукционном доме Sotheby’s. Она отметила, что уровень текстов, отобранных для голосования жюри, был невероятно высок, несмотря на то что премия вручается впервые. Ее лично интересовало то, насколько эти тексты — и журналистские, и исследовательские — отражают нынешнюю жизнь. В жюри премии также вошли французский куратор Жан-Юбер Мартен, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Интеллектуальный градус события определило развернутое выступление Ханса Ульриха Обриста, члена наблюдательного совета Russian Art Focus и члена жюри Russian Art Focus Prize, который присоединился к венской церемонии онлайн. Он пожелал новой премии стать чем-то вроде «машины по производству книг». И выразил уверенность в том, что эта инициатива будет долгой и принесет свои плоды.

Особый эпизод праздника был инициирован и реализован совместно с российским Фондом Пригова и блокчейн-платформой The Art Exchange. Семь коротких видеообращений, записанных в 2004 году выдающимся московским концептуалистом, художником и поэтом Дмитрием Приговым, были превращены в 77 NFT, по 11 копий на каждое видео. Четырнадцать NFT остались в собственности фонда, остальные были подарены всем победителям, участникам шорт-листа, членам жюри, а также первым 25 гостям, пришедшим на церемонию в лаундж ярмарки. «Будь Дмитрий Александрович Пригов жив, он, безусловно, первым пробовал бы все новые технологии», — сказала член совета фонда Катя Гебель. И безусловно, был бы приглашен в жюри Russian Art Focus Prize.

Следующая премия заявлена на 2022 год. Церемония награждения будет проходить в Венеции во время биеннале современного искусства.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+