18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале

В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна

Наступающий 2022 год — юбилейный для Еврейского музея и центра толерантности, основанного в Москве в 2012 году. За прошедшее время музей завоевал популярность, показав более 60 выставок с участием художников мирового уровня, среди которых Герхард Рихтер и Аниш Капур, Марина Абрамович и Маурицио Каттелан. А также упрочил финансовое положение — здесь сейчас самый мощный среди музеев эндаумент размером в $11,7 млн и доходностью 15% годовых (в рублях). И следующий год в музее обещают сделать поистине феерическим.

Недавно назначенная на должность исполнительного директора Кристина Краснянская рассказала, что на будущее музей выделил для себя три приоритетных направления: это работа с еврейским наследием, с авангардом и модернизмом (в музее существует Центр авангарда) и с мировым современным искусством. Для музея важен активный диалог с аудиторией. В феврале 2022 года откроется после реконструкции восточное крыло Бахметьевского гаража, спроектированного Константином Мельниковым. Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян, который предложил функциональное переосмысление пространства без вмешательства в конструкцию памятника архитектуры. «Не провокативный, а корректный», — так описала его проект Кристина Краснянская.

Выставки, которые начиная с февраля будут проходить в этом обновленном пространстве, привлекают громкими именами и сложными концепциями. О них рассказала глава выставочного отдела музея Лия Чечик. В феврале 2022 года откроется проект, посвященный каббале. Историю этого мистического учения начиная с XII века и до ХХ века музей планирует рассказать на материале модернизма, современного искусства и еврейских традиций. Тем более что каббалой интересовались самые разные художники — от Марка Ротко и Ансельма Кифера до Гриши Брускина и Риммы и Валерия Герловиных.

На лето назначена ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и его ученика Ивана Кудряшова. В проекте примут участие MOMus — Музей искусства модернизма — Коллекция Костаки (Греция) и Третьяковская галерея.

В огромный международный межмузейный проект выльется выставка, посвященная Рембрандту и месту еврейской традиции и культуры в жизни великого голландца, которую музей планирует провести в ноябре 2022 года. Для ее воплощения даже организован специальный попечительский совет во главе с Михаилом Пиотровским. В выставке примут участие произведения Рембрандта из Эрмитажа и лондонской Национальной галереи, но это будет лишь началом. Куратор Гэри Шварц, специалист в области голландской живописи золотого века, планирует показать, как еврейские художники последующих веков воспринимали искусство Рембрандта. Будут собраны произведения Роберта Фалька, Марка Шагала, Морица Оппенгейма — некоторые попадут в Россию впервые. Параллельно будет запущен специальный проект, созданный в сотрудничестве с амстердамским Еврейским историческим музеем. Это карта раскопок еврейского квартала в Амстердаме, где Рембрандт провел остаток жизни; с ее помощью можно будет больше узнать о его соседях.

На январь 2023 года запланирован проект, который также обещает стать сенсацией. Он посвящен истории Белостокского гетто в Польше и малоизвестному факту, что нацисты организовали в нем мастерскую по копированию картин старых мастеров.

Неотъемлемой частью Еврейского музея является Центр толерантности, работающий в социальной и образовательной областях. Невозможно не упомянуть поразительные программы, которые центр уже ведет или собирается провести в 2022 году. Центр обучает волонтеров общению, свободному от дискриминации (например, на крупных спортивных мероприятиях); для ГБУ «Жилищник» разработал программу по взаимодействию и взаимной адаптации его работников — мигрантов и коренных жителей; обучает, как вести себя в ситуации школьной травли или кибербуллинга. А программа, помогающая развить «толерантность к неопределенности», очевидно необходима каждому из нас.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+