18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале

В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна

Наступающий 2022 год — юбилейный для Еврейского музея и центра толерантности, основанного в Москве в 2012 году. За прошедшее время музей завоевал популярность, показав более 60 выставок с участием художников мирового уровня, среди которых Герхард Рихтер и Аниш Капур, Марина Абрамович и Маурицио Каттелан. А также упрочил финансовое положение — здесь сейчас самый мощный среди музеев эндаумент размером в $11,7 млн и доходностью 15% годовых (в рублях). И следующий год в музее обещают сделать поистине феерическим.

Недавно назначенная на должность исполнительного директора Кристина Краснянская рассказала, что на будущее музей выделил для себя три приоритетных направления: это работа с еврейским наследием, с авангардом и модернизмом (в музее существует Центр авангарда) и с мировым современным искусством. Для музея важен активный диалог с аудиторией. В феврале 2022 года откроется после реконструкции восточное крыло Бахметьевского гаража, спроектированного Константином Мельниковым. Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян, который предложил функциональное переосмысление пространства без вмешательства в конструкцию памятника архитектуры. «Не провокативный, а корректный», — так описала его проект Кристина Краснянская.

Выставки, которые начиная с февраля будут проходить в этом обновленном пространстве, привлекают громкими именами и сложными концепциями. О них рассказала глава выставочного отдела музея Лия Чечик. В феврале 2022 года откроется проект, посвященный каббале. Историю этого мистического учения начиная с XII века и до ХХ века музей планирует рассказать на материале модернизма, современного искусства и еврейских традиций. Тем более что каббалой интересовались самые разные художники — от Марка Ротко и Ансельма Кифера до Гриши Брускина и Риммы и Валерия Герловиных.

На лето назначена ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и его ученика Ивана Кудряшова. В проекте примут участие MOMus — Музей искусства модернизма — Коллекция Костаки (Греция) и Третьяковская галерея.

В огромный международный межмузейный проект выльется выставка, посвященная Рембрандту и месту еврейской традиции и культуры в жизни великого голландца, которую музей планирует провести в ноябре 2022 года. Для ее воплощения даже организован специальный попечительский совет во главе с Михаилом Пиотровским. В выставке примут участие произведения Рембрандта из Эрмитажа и лондонской Национальной галереи, но это будет лишь началом. Куратор Гэри Шварц, специалист в области голландской живописи золотого века, планирует показать, как еврейские художники последующих веков воспринимали искусство Рембрандта. Будут собраны произведения Роберта Фалька, Марка Шагала, Морица Оппенгейма — некоторые попадут в Россию впервые. Параллельно будет запущен специальный проект, созданный в сотрудничестве с амстердамским Еврейским историческим музеем. Это карта раскопок еврейского квартала в Амстердаме, где Рембрандт провел остаток жизни; с ее помощью можно будет больше узнать о его соседях.

На январь 2023 года запланирован проект, который также обещает стать сенсацией. Он посвящен истории Белостокского гетто в Польше и малоизвестному факту, что нацисты организовали в нем мастерскую по копированию картин старых мастеров.

Неотъемлемой частью Еврейского музея является Центр толерантности, работающий в социальной и образовательной областях. Невозможно не упомянуть поразительные программы, которые центр уже ведет или собирается провести в 2022 году. Центр обучает волонтеров общению, свободному от дискриминации (например, на крупных спортивных мероприятиях); для ГБУ «Жилищник» разработал программу по взаимодействию и взаимной адаптации его работников — мигрантов и коренных жителей; обучает, как вести себя в ситуации школьной травли или кибербуллинга. А программа, помогающая развить «толерантность к неопределенности», очевидно необходима каждому из нас.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+