18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Эрмитаж проводит выставку датского скульптора Бертеля Торвальдсена

На выставке «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена» к 250-летию певца античной красоты собрали 6 мраморных рельефов и 2 статуи из коллекции Эрмитажа и 18 рисунков из музея скульптора в Копенгагене

Классика выставочного показа в честь 250-летия со дня рождения национального художественного героя Дании Бертеля Торвальдсена (1768/1770–1844), популярного среди его современников — ценителей изящных искусств в России. Шесть мраморных рельефов и две статуи из российского музея, восемнадцать рисунков — из Музея Торвальдсена в Копенгагене.

Современники утверждали, что, живя в Риме почти 40 лет, Торвальдсен мало читал античных классиков. Разве что для вдохновения пару страниц Гомера в переводе на немецкий. Но дотошные современные искусствоведы убеждены: круг общения скульптора был таким, что хватало устных пересказов. Например, поэзии Анакреонта, занимавшего умы европейских интеллектуалов начала XIX века.

Амур, или Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. На рисунках из датского музея он изображен в обществе то Венеры, то бабочки (души человеческой), то в компании трех граций, играющим то на лире, то на флейте Пана. Скульптура «Амур, играющий на лире» принадлежала Михаилу Милорадовичу, петербургскому генерал-губернатору. После его гибели от рук декабристов изящная вещь была куплена Николаем I для Эрмитажа.

Рельеф «Амур у Анакреонта» изображает историю, рассказанную поэтом. Ненастной ночью он пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот своеобразно поблагодарил за кров, вонзив стрелу в грудь старца. Четыре рисунка показывают, как Торвальдсен искал образы, делая Анакреонта все наивнее и беззащитнее, а Амура — все коварнее и циничнее. Впрочем, Анакреонт воспевал беззаботную жизнь, признавая, что душевные проблемы создает только Амур.

Впервые Эрмитаж показывает публике серию из четырех барельефов «Власть Амура над стихиями». Они долгое время находились в Висячем саду. Вполне в духе Анакреонта пухленький мальчуган запросто управляет всеми стихиями. Он ловко оседлал дельфина (вода) и орла (воздух). С помощью тетивы лука Амур ведет «под уздцы» трехголового пса Цербера (огонь). Лев (земля) подобострастно лижет ступню нашему мальчику. Рисунки «Амур и дельфин» и «Амур и лев» показывают, как Торвальдсен искал для Амура естественную позу верхом на дельфине, а льву придавал образ покорности.

Замыкают диалог рисунка и скульптуры «Автопортрет», нарисованный Торвальдсеном в 1811 году, и мраморный «Ганимед» 1816 года. На карандашном рисунке в профиль, как на медалях, изображен человек, знающий себе цену. В это время Торвальдсен — римская знаменитость, знамя Антонио Кановы попало в надежные руки. Миф о юноше Ганимеде, за красоту похищенном Зевсом, чтобы исполнять на небе роль простого виночерпия, напоминает о суетности всего земного.

Государственный Эрмитаж
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+