18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж проводит выставку датского скульптора Бертеля Торвальдсена

На выставке «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена» к 250-летию певца античной красоты собрали 6 мраморных рельефов и 2 статуи из коллекции Эрмитажа и 18 рисунков из музея скульптора в Копенгагене

Классика выставочного показа в честь 250-летия со дня рождения национального художественного героя Дании Бертеля Торвальдсена (1768/1770–1844), популярного среди его современников — ценителей изящных искусств в России. Шесть мраморных рельефов и две статуи из российского музея, восемнадцать рисунков — из Музея Торвальдсена в Копенгагене.

Современники утверждали, что, живя в Риме почти 40 лет, Торвальдсен мало читал античных классиков. Разве что для вдохновения пару страниц Гомера в переводе на немецкий. Но дотошные современные искусствоведы убеждены: круг общения скульптора был таким, что хватало устных пересказов. Например, поэзии Анакреонта, занимавшего умы европейских интеллектуалов начала XIX века.

Амур, или Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. На рисунках из датского музея он изображен в обществе то Венеры, то бабочки (души человеческой), то в компании трех граций, играющим то на лире, то на флейте Пана. Скульптура «Амур, играющий на лире» принадлежала Михаилу Милорадовичу, петербургскому генерал-губернатору. После его гибели от рук декабристов изящная вещь была куплена Николаем I для Эрмитажа.

Рельеф «Амур у Анакреонта» изображает историю, рассказанную поэтом. Ненастной ночью он пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот своеобразно поблагодарил за кров, вонзив стрелу в грудь старца. Четыре рисунка показывают, как Торвальдсен искал образы, делая Анакреонта все наивнее и беззащитнее, а Амура — все коварнее и циничнее. Впрочем, Анакреонт воспевал беззаботную жизнь, признавая, что душевные проблемы создает только Амур.

Впервые Эрмитаж показывает публике серию из четырех барельефов «Власть Амура над стихиями». Они долгое время находились в Висячем саду. Вполне в духе Анакреонта пухленький мальчуган запросто управляет всеми стихиями. Он ловко оседлал дельфина (вода) и орла (воздух). С помощью тетивы лука Амур ведет «под уздцы» трехголового пса Цербера (огонь). Лев (земля) подобострастно лижет ступню нашему мальчику. Рисунки «Амур и дельфин» и «Амур и лев» показывают, как Торвальдсен искал для Амура естественную позу верхом на дельфине, а льву придавал образ покорности.

Замыкают диалог рисунка и скульптуры «Автопортрет», нарисованный Торвальдсеном в 1811 году, и мраморный «Ганимед» 1816 года. На карандашном рисунке в профиль, как на медалях, изображен человек, знающий себе цену. В это время Торвальдсен — римская знаменитость, знамя Антонио Кановы попало в надежные руки. Миф о юноше Ганимеде, за красоту похищенном Зевсом, чтобы исполнять на небе роль простого виночерпия, напоминает о суетности всего земного.

Государственный Эрмитаж
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+