18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Пушкинская карта» назначена козырной

№94
Материал из газеты

В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре

Новую программу анонсировал в ходе очередной ежегодной «прямой линии» 30 июня 2021 года президент РФ Владимир Путин. Государство перечислит на счет каждого гражданина в возрасте от 14 до 22 лет денежные средства, потратить которые можно исключительно на культуру — посещение фестивалей, музеев, театров, филармоний. До конца текущего года обещают перечислить по 3 тыс. руб., а в двух следующих — по 5 тыс. руб. По предварительным расчетам, воспользоваться услугой в 2021 году сможет до 1 млн человек.

Глава кабинета министров РФ Михаил Мишустин подтвердил, что на инициативу уже сейчас выделено 3,9 млрд руб. В 2022-м эта сумма возрастет до 16 млрд, в 2023-м — до 25 млрд.

Всего за 2021–2023 годы на «Пушкинскую карту» правительство планирует потратить 45 млрд руб.

Предполагается, что суммарно эта программа охватит 15,5 млн юных граждан страны. По крайней мере, такие цифры фигурируют в официальной презентации, разосланной Министерством культуры по подотчетным учреждениям.

Зарубежный опыт

Французская Le Pass Culture

Россия не первая страна, которая хочет попытаться вовлечь молодое поколение в культуру через адресное финансирование. В 2017 году аналогичную программу — Le Pass Culture — анонсировал во Франции президент Эмманюэль Макрон; на нее выделили €400 млн. Правда, французам понадобилось почти четыре года, чтобы подготовиться к ее реализации. Лишь начиная с мая 2021-го каждый 18-летний житель страны смог получить «на искусство» по €300 через специальное мобильное приложение. Правительство ожидало, что молодежь пойдет в кинозалы и театры, тем самым оживив их работу после локдауна. За четыре месяца услугой воспользовалось 800 тыс. человек. По информации New York Times, 75% всех покупок, совершенных через Le Pass Culture, пришлось на книги, и примерно 2/3 книг были японскими манга. СМИ уже переименовали Le Pass Culture в Manga Pass. И только владельцы книжных магазинов довольны.

Еще…

Чтобы воспользоваться деньгами, молодым людям надо пройти регистрацию на сайте госуслуг, получить «пушкинскую» виртуальную или пластиковую карту платежной системы «Мир», дождаться, пока на нее упадут деньги, и — вперед, за новыми впечатлениями! Казалось бы, инициативу надо только приветствовать: в кои-то веки внедряется адресная поддержка, связанная с культурой. Но есть моменты, вызывающие вопросы.

В конце июля 2021 года те самые учреждения культуры, на которые вот-вот прольются обещанные миллиарды, получили методические рекомендации насчет того, как стать участником «Пушкинской карты». Из рекомендаций следует, что цель программы — справиться с «отсутствием интереса к культурным ценностям у молодежи». Она призвана бороться с «рисками», а именно «с искажением образа будущего, дискредитацией понятий „хорошо“ и „плохо“ и утратой чувства патриотизма».

Главная же задача программы — «воспитание подрастающего поколения в соответствии с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями».

Учреждениям культуры тоже надо регистрироваться — на интернет-платформе «PRO.Культура.РФ». К «Пушкинской карте» подключают не всех; там есть критерии отбора, опубликованные на сайте министерства. Первый из них — «наличие в программе народных произведений, а также русской, отечественной и зарубежной классики», второй критерий — «репертуар, направленный на формирование гармонично развитой, социально ответственной и патриотичной личности». Приветствуется наличие у институции собственной коллекции высокого уровня; рекомендованы интерактивные и просветительские форматы. Сформулированы также определенные технические требования, касающиеся распространения билетов в интернете и особенностей системы учета посетителей.

Если у музея или театра все в порядке с классикой и патриотическим репертуаром и он сумеет справиться с регистрацией на сайте (те, кто пробовал, говорят, что это непросто), то следующий шаг — выложить там все свои запланированные события, и некий виртуальный экспертный совет рассмотрит их на предмет одобрения или отказа. Только после этого целевая аудитория сможет потратить на них «аккредитивы».

Животрепещущий вопрос — а судьи кто? Что это за «экспертный совет»? Их предполагается много, в каждом субъекте РФ собственный. Они должны формироваться «при органах государственной власти, осуществляющих управление в сфере культуры». В состав войдут «выдающиеся деятели» в количестве не менее пяти человек. Заседать советы будут раз в неделю в 2021 году и не реже раза в месяц в дальнейшем.

И это, пожалуй, самое уязвимое место всей программы. В нынешнем году ею планируют охватить 800 учреждений, в следующем — уже 4 тыс., в 2023-м — 10 тыс. При этом спектаклей, выставок, концертов, фестивалей насчитывается гораздо больше, чем самих объектов: культурная жизнь у нас очень бурная. Заставь экспертов заседать хоть ежедневно, они все равно не справятся. Они не справлялись уже в августе 2021-го, когда регистрацию в программе «Пушкинская карта» проходили лишь самые крупные государственные институции, а в театрально-концертно-выставочной деятельности наблюдалось межсезонное затишье. А что будет в высокий сезон, когда премьеры и вернисажи пойдут один за другим? И как быть небольшим и частным региональным учреждениям культуры, у которых горизонт планирования не превышает нескольких месяцев?

Легко представить себе ситуацию, когда молодежь и захотела бы потратить выделенные государством деньги на то или иное культурное мероприятие, но не сможет этого сделать из-за его отсутствия в утвержденном перечне.

Хотя фольклорным коллективам или музеям ремесел «Пушкинская карта», вероятно, поможет расширить аудиторию. Скорее всего, подрастет посещаемость и у постоянных экспозиций крупных музеев. Насколько эффективной и массовой окажется программа во многих остальных случаях, прогнозировать пока трудно. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+