Газетные новости из отдельно взятой головы

Якопо Понтормо. «Снятие с Креста». 1525–1528. Фрагмент. Фото: Wikipedia Commons
Якопо Понтормо. «Снятие с Креста». 1525–1528. Фрагмент.
Фото: Wikipedia Commons
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

В сборник Аркадия Ипполитова включены статьи, написанные больше 20 лет назад — но читать их так же интересно, как и в те времена, когда они служили рецензиями на заграничные выставки

Новая книга искусствоведа и писателя Аркадия Ипполитова «Универсам „Пинакотека“: от Джованни Тьеполо до Казимира Малевича» состоит из восьмидесяти и одной статьи. Последняя — «У Христа за пазухой. О выставке русского искусства в Ватикане» — длиннее и «младше» предыдущих, и она единственная рассказывает о проекте, где сам Ипполитов был куратором. Остальные тексты, написанные с апреля 1994-го по март 1997-го, почти все имеют одинаковый размер и представляют выставки, проходившие в разных музеях мира. Впервые эти статьи были опубликованы в субботних выпусках газеты «Коммерсант» и занимали заранее отведенное им место. Правда, факт этот в книге не отмечен.

В «Коммерсанте» 1990-х тексты Ипполитова отличались от других: они не были строго новостными, хотя имели информационный повод — открытие выставки.

Но выставки эти открывались без участия автора, который никак не мог быть в конце мая в Бостоне, а в июне в Берлине, Мадриде и Мюнхене. Если накануне нынешней пандемии такой маршрут считался возможным, то в 1994 году — нет. Да и онлайн посмотреть их было нельзя: интернет только появился. Поэтому описывались не сами выставки — последние лишь служили поводом для вольных рассуждений о художниках, временах и экспозиционных жанрах.

Например, о былой сенсационной выставке Яна Вермеера есть даже два текста: ее показывали в Национальной галерее в Вашингтоне, а потом в гаагском музее Маурицхёйс. О самом художнике (Ипполитов пишет по тогдашней, но прошедшей моде — Вермер) там сказано все, что возможно, но еще и о том, как он стал «безусловным баловнем интеллектуалов ХХ века», что его «Вид Делфта» «играет в романе „В поисках утраченного времени“ не менее важную роль, чем некоторые персонажи», что философ Йохан Хёйзинга упрекал гения в отсутствии идей и истинного чувства стиля, а режиссер Питер Гринуэй его просто ненавидел.

Аркадий Ипполитов. «Универсам „Пинакотека“: от Джованни Тьеполо до Казимира Малевича». М.: Красный пароход, 2021. 400 с. (Серия Roma Aeterna)
Аркадий Ипполитов. «Универсам „Пинакотека“: от Джованни Тьеполо до Казимира Малевича». М.: Красный пароход, 2021. 400 с. (Серия Roma Aeterna)

Читать такое в ежедневной газете было удивительно. Но у Ипполитова были фанаты, собиравшие вырезки с его текстами. И сегодня от этих текстов получаешь то же удовольствие. Во-первых, так свободно давно уже не пишут, предпочитают информацию, факты и прямую речь кураторов. Во-вторых, короткие статьи читать легче, чем книги того же автора, где цепочки ассоциаций и долгие отступления от основного сюжета утомляют нетерпеливых.

К тому же в «Универсаме „Пинакотека“» большой выбор художников: после Тьеполо читаешь о голландцах конца XVI — начала XVII века (теперь название «Рассвет золотого века» в Рейксмузеуме вряд ли возможно), после Пикассо — об Аршиле Горки. Закончив статью о выставке «Абстракционизм в двадцатом веке: полный риск, свобода, дисциплина» в Музее Гуггенхайма, переходишь к рассказу о юбилейной персоналке Гойи в Прадо.

И все интересно, все манит заголовками: «Экспозиция Моне в Чикаго сравнима лишь с Неделей высокой моды», «Лондонская школа получила признание даже во Франции» (о выставке Фрейда и Бэкона в Гран-пале), «Со временем абстракционизм из стиля превратился в жанр».

Заголовки завлекают, но не обманывают: в текстах много таких же, только кажущихся парадоксальными, утверждений.

Например: «Произведение импрессионизма увидено, произведение Сезанна — вычислено». Или вот — о выставке «Вера, надежда, любовь и смерть» в венском Кунстхалле, где были собраны произведения художников разных веков и национальностей (похоже, Ипполитову она не понравилась): «В результате листы Шонгауэра и Дюрера оказываются произведениями XX века, как это и произошло на выставке в Вене, где они стали своего рода маслинами в аппетитной солянке нашего столетия».

Вообще, он не поклонник блокбастеров. «Масштабные монографические выставки в Париже, Нью-Йорке или Амстердаме ныне составляют особый жанр экспозиционного искусства. Они шикарны, монументальны, исполнены государственного пафоса. И более похожи друг на друга, чем представляемые на них живописцы». Не жалует автор и выставки, где кураторская концепция тенденциозно преподносит художника. «Превращение юного Пикассо в моднейшую фигуру сегодняшнего дня, в Педро Альмодовара начала века, по-своему закономерно: любая выставка прежде всего представляет то время, когда она сделана, и лишь потом то, которому посвящена».

Статьи Ипполитова спустя четверть века после их первой публикации воскрешают в памяти и давно прошедшие выставки, и время, когда они появились, и художников, которые не стареют — как и хорошо написанные тексты о них. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+