18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Природное против индустриального в фотодуэтах Саши Генциса

№93
Материал из газеты

На выставке «Природа или прогресс», которая открывается 20 августа в Цехе красного на «Винзаводе», объединены более 50 работ разных лет

Ретроспектива из 50 фотографий к полувековому юбилею автора. В названии очевидна провокация, отражающая суть проекта. Саша Генцис демонстрирует работы из нескольких серий, которые показывают нетронутую природу и индустриальные пейзажи. На полюсах выставки — непуганые водопады Фарерских островов вкупе с заснеженными вершинами Боливии против заброшенных цехов ЗИЛа (серия «Социалистический сюрреализм»), которые Саша успел зафиксировать незадолго до сноса.

Конфликт можно примирить? Генцис уверен в положительном ответе, представляя серию пейзажей Исландии. В них сочетается красота природного ландшафта с функциональностью конструкций геотермальных электростанций. Серия «Индустриальная Исландия» прежде всего о разумности. Зачем геотермальным источникам за так испарять тепло в атмо­сферу, когда они могут служить людям? Противники зеленой энергетики и возобновляемых источников энергии вроде солнечной или ветряной постоянно говорят о дороговизне подобных способов обеспечить человечество энергией. Но как реально оценить вред природе от сжигания углеводородов? А сколько стоит красота?

Отдельная история — недавняя серия «Управляемые небеса», в которой Генцис соединил фото кабин самолетов из Центрального музея ВВС в Монино и пейзажи из собственного архива. Чтобы увидеть красоту земных пейзажей, надо поднять в небо большую, красивую, но вредную для природы реактивную машину. Эта серия стала образом современной цивилизации, когда так называемый прогресс порождает столько проблем, что его приходится брать в кавычки.

Международную известность — выставки в Барселоне, Лондоне, Москве — принес Саше Генцису проект «Дуэты». Говоря высоким слогом, он о фундаментальных вопросах человеческого развития: может ли гомо сапиенс найти с природой общий язык и научиться взаимодействовать с миром вокруг себя не как тиран-захватчик, а как бережный страж-хранитель? может ли существовать состояние равновесия, при котором потребности постоянно растущей людской популяции удовлетворялись бы без побочного уничтожения природных богатств и естественного разнообразия окружающей среды? может ли человечество преодолеть пожирающий его голод экстенсивной экспансии и поглощения ресурсов, чтобы взглянуть на перспективу судьбы, которую ему навязывает необузданный рост аппетитов?

На первый взгляд кажется, что Генцис — отчаявшийся пессимист. Как иначе объяснить соединение в одном дуэте старой автомобильной покрышки и круглого водопада, а в другом — девственного полярного льда и бетонных «человейников»? Но рядом появляется «Видимость моста». Совершенное творение рук человеческих реально, оно соединяет два берега, делая удобной переправу. И как образ, примиряя человека и окружающий мир.

К открытию выставки Саша Генцис создаст новую работу в NFT-формате. Как вы думаете, невзаимозаменяемый токен экологичен? 

Центр современного искусства «Винзавод»
«Саша Генцис. Природ или прогресс»
20 августа – 3 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+