18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Высоко-Петровский монастырь восстанавливает храм-усыпальницу

№93
Материал из газеты

Уже отреставрированы церковь Петра Митрополита и храм-усыпальница в честь Боголюбской иконы Божией Матери

В столице продолжается реставрация зданий Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке. Его комплекс создавался преимущественно в XVI–XVIII веках, он является одним из лучших образцов нарышкинского барокко. Работы в обители, бывшей родовой усыпальницей Нарышкиных, надеются завершить к 350-летию со дня рождения Петра I, более 20 родичей которого по материнской линии погребены именно здесь.

Восстановление монастырского храма-усыпальницы в честь Боголюбской иконы Божией Матери началось в 2019 году. В ходе работ в интерьере церкви была обнаружена настенная живопись XVIII–XIX веков, а также открыто несколько склепов. В 2020 году найдены захоронения родителей царицы Натальи — Кирилла и Анны Нарышкиных, а также ее сестер и братьев, в том числе знаменитых соратников Петра — Льва и Кирилла Нарышкиных. Обнаружились и другие погребения, считавшиеся утраченными, причем уже достаточно давно — со времен наполеоновского нашествия, разорения которого были усугублены секуляризацией монастыря после 1917 года.

Как рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), фрагменты разбитых надгробий Нарышкиных были недавно обнаружены под временным полом в слое мусора. В монастыре планируют постепенно реконструировать надгробия, обозначающие местоположение подземных склепов, благодаря чему пространство церкви опять будет выглядеть как усыпальница, повторяя внутренний облик храма в XIX веке, когда нарышкинские надгробия были восстановлены в первый раз, вскоре после Отечественной войны 1812 года.

Также завершаются работы по воссозданию архитектурного облика усыпальницы, построенной в последней трети XVIII века подле Боголюбского храма, где захоронены еще три представителя рода Нарышкиных.

Боголюбская церковь оказалась единственным зданием, в котором сохранились старинные росписи. Среди сюжетов — «Омовение ног», «Воскресение Христово» и «Святая Троица в окружении небесных сил», а также верхняя часть живописного «Распятия» и изображение святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Это масляная живопись, тонкая, слабофактурная, на тонкой штукатурной основе. Предполагается, что автором росписей был художник Иван Сергеевич Сушкин, о котором подробных сведений не имеется. На основе сохранившихся под слоем штукатурки и краски фрагментов был разработан проект реставрации по состоянию на XIX век, так как именно рубежом XVIII–XIX столетий они датируются на основе стилистического анализа.

Игумен Петр на встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой рассказал, что после восстановления Боголюбского храма настанет черед Сергиевской церкви с окружающим ее гульбищем. С 2016 года в Высоко-Петровском монастыре уже отреставрировали колокольню с надвратной Покровской церковью, церкви Святого Пахомия и Петра Митрополита, Толгскую церковь, Сергиевскую трапезную, Нарышкинские палаты, Келейный и Игуменский корпуса. По словам начальника отдела реставрации и ремонта финансово-хозяйственного управления Московского патриархата Екатерины Инасаридзе, все реставрационные работы на территории монастыря финансируются в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Кроме того, помогают благотворители.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+