Братушки International: «Митьки» сквозь призму постмодерна

«Митьки» на открытии выставки в выставочном центре «Гавань» с «Новыми художниками». Январь 1987 года. Фото: Виктор Немтинов
«Митьки» на открытии выставки в выставочном центре «Гавань» с «Новыми художниками». Январь 1987 года.
Фото: Виктор Немтинов
№93, июль-август 2021
№93
Материал из газеты

Вышло русскоязычное издание книги известного слависта Александара Михаиловича о митьковском движении

Исторический лозунг «Митьки никого не хотят победить и этим завоюют весь мир» родился во времена, когда пародия на Карла Маркса, обещавшего пролетариату мировое господство, считывалась буквально всеми в СССР. О том, как это художественное движение зарождалось и расцветало в Ленинграде середины 1980-х, рассказано в давней уже книге «Митьки», написанной Владимиром Шинкаревым, одним из отцов-основателей группы. Перу того же Шинкарева принадлежит и труд под заглавием «Конец митьков», датированный 2010 годом. Так что с хронологией тут все обстоит довольно просто — в отличие от идеологии и сопутствующих ей аспектов.

За истолкование накопившегося у этого арт-сообщества «культурного багажа» взялся опытный заграничный специалист — профессор Беннингтонского колледжа в США, славист Александар Михаилович. Немаловажно, что с творчеством своих будущих героев он впервые познакомился лишь в 1998 году, когда их всенародная слава в значительной степени уже отгремела. Но для исследователя ретроспективизм — это даже и неплохо: можно во всем разобраться, никуда не торопясь и не полагаясь на свежие эмоции. Свою книгу «„Митьки“ и искусство постмодернистского протеста в России» Михаилович писал на протяжении десяти лет; она вышла на английском в 2018 году и вот сейчас — на русском в издательстве «Новое литературное обозрение».

Перед читателем не хроника событий и не искусствоведческий разбор произведений (хотя без элементов того и другого дело не обходится), а культурологический анализ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: цитированием Жиля Делёза, Жака Лакана, Михаила Бахтина и Бориса Гройса, использованием философской терминологии и выстраиванием специфической структуры текста, где членение на главы обусловлено не сюжетной драматургией, а акцентом на той или иной проблематике. Тем не менее труд Александара Михаиловича далек от схоластики: автор пользуется и собственной проницательностью. К тому же он основательно погрузился в описываемую им среду, со многими и о многом разговаривал лично — и это чувствуется. Дистанцию между собой и своими героями Михаилович всегда сохраняет, но она продиктована скорее стилем исследования, нежели стремлением ученого психологически самоустраниться.

Александар Михаилович. «Митьки» и искусство постмодернистского протеста в России / Пер. с англ. Н.Ставрогиной. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 352 с. (Серия «Очерки визуальности»)
Александар Михаилович. «Митьки» и искусство постмодернистского протеста в России / Пер. с англ. Н.Ставрогиной. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 352 с. (Серия «Очерки визуальности»)

Автор демонстрирует хорошее знакомство с нашими позднесоветскими и постперестроечными реалиями (да и более ранними тоже), однако его намеренная позиция — все-таки взгляд извне. И он довольно любопытен. Многое из того, что отечественной публикой воспринималось как «непереводимая игра слов», будь то литературные митьковские сочинения, их живопись или перформансы, Михаилович интерпретирует в интернациональном контексте — и «посконность» потихоньку отступает на второй план.

Результат этот достигается не только путем сопоставлений с феноменами других культур, когда, скажем, два протагониста, тот же Владимир Шинкарев и Дмитрий Шагин, «мерцающие близнецы», уподобляются персонажам пьесы Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо», а художественному движению в целом подбираются ситуативные аналоги вроде «Веселых проказников» Кена Кизи или словенского коллектива Neue Slowenische Kunst. Автор книги доискивается до глубинных категорий вроде «гибридного стиля», «поливалентной ролевой игры» и «размывания границ маскулинности» — и, как бы странно это ни звучало в отношении якобы простодушных «митьков», такой подход выглядит релевантным. Собственно, и сама их «игра в простодушие» разложена здесь по полочкам.

Недаром постмодернизм фигурирует в заглавии этого труда: тотальная «карнавализация жизни», присущая «митькам», вполне укладывается в прогрессивные культурологические схемы конца ХХ века. В их числе и политические пастиши, одним из ярких образчиков которых служила когда-то линогравюра Василия Голубева «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан» (1987). Этой линии Александар Михаилович уделяет особое внимание: он перекидывает мостик от канонов раннего «митькизма» к современным флешмобам и разного рода протестным акциям, усматривая в последних определенную эстетическую преемственность.

Василий Голубев. «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан». 1987. Фото: Василий Голубев
Василий Голубев. «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан». 1987.
Фото: Василий Голубев

Главных героев у книги меньше, чем фактических участников митьковского движения. Помимо упомянутого «дуэта трубадуров» в лице Шагина и Шинкарева, здесь даны более или менее подробные творческие портреты Ольги и Александра Флоренских, а также Виктора Тихомирова — остальные значатся лишь «в эпизодах». Так что за полной историографией группы или за пересказом всей ее обширной мифологии лучше обращаться к другим источникам. А вот если нужны трактовки, то труд Михаиловича может весьма пригодиться. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+