18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В поисках Нерона: новый взгляд на одиозного императора

№92
Материал из газеты

«Почти все, что, казалось бы, известно о нем, — неправда», — утверждает куратор новой выставки в Британском музее

Мраморный бюст из Капитолийских музеев — первый экспонат, который видят посетители большой выставки в Британском музее, посвященной личности римского императора Нерона (37–68, правил с 54). Его лицо легко узнаваемо и изображено точно так, как описывали недоброжелатели Нерона: тяжелые брови, выступающий квадратный подбородок, пухлые губы сластолюбца, неаккуратная отталкивающая борода. Проблема в том, что практически все это не соответствует действительности. Куратор выставки Торстен Оппер объясняет, что лишь часть этой скульптуры является римским оригиналом, а все остальное — искусно сделанная «клюква» XVII века. «С технической точки зрения это потрясающая работа», — говорит он о бюсте, создатель которого стремился отразить в своем произведении широко распространенные представления о пятом императоре Рима и последнем из династии Юлиев — Клавдиев. Он известен как человек, мать которого отравила его отчима для того, чтобы Нерон мог взойти на трон, а затем сама была убита сыном.

«Нерон — тот самый персонаж римской истории, о котором слышал практически каждый школьник, но пропасть между тем, что мы, как нам кажется, о нем знаем, и новейшими научными исследованиями огромна. Нам нужно попытаться перечеркнуть в своем сознании построенные на лжи и подтасовке фактов предания», — говорит куратор. Экспозиция призвана продемонстрировать, что под властью Нерона Рим процветал, а зернохранилища его были полны, были проведены денежная и налоговая реформы. Когда в 64 году вспыхнул знаменитый пожар, император находился почти в 50 км от Рима в своем дворце на морском побережье; после пожара он энергично взялся за восстановление города. Самый знаменитый его дворец, Domus Aurea — Золотой дом, действительно был очень большим и пышным, но археологи не нашли никаких свидетельств существования полуторакилометрового портика, 36-метровой статуи Нерона и вращающейся комнаты, описанных римским историком Светонием.

Однако это, по словам Оппера, не отменяет экстравагантности императора. «В Риме Нерона деньги лились рекой. По-видимому, подавляющее большинство помещений Золотого дома служили залами для пиров; от него следовало ожидать расточительных развлечений, в том числе угощения сената в полном составе. А если вы раз в неделю приглашаете попировать 600 человек, вам нужна очень большая трапезная».

Выставка объединила выдающиеся экспонаты, происходящие из разных концов Римской империи, в том числе прекрасные скульптуры и такие скромные, но красноречивые предметы, как недавно обнаруженный свинцовый слиток с печатью императора из одного из рудников в Британии, где Нерон увеличил объемы добычи за счет рабского труда.

В предисловии к выставочному каталогу директор Британского музея Хартвиг Фишер проводит параллели между событиями современности и историей демонизации Нерона. «Этот образ Нерона во многом перекликается с нашим временем, миром усугубляющихся социальных и экономических проблем, где фейкньюc, оспаривание фактов и поляризация мнений на фоне политических махинаций превратились в общее место».

Оппер, перечитавший за год локдаунов все античные источники, признает, что подлинная история по-прежнему ускользает от него. «Мы никогда не узнаем настоящего Нерона. Но деконструкция связанных с ним мифов дает нам возможность отчетливее увидеть общество его эпохи — очень интересного времени больших социальных чаяний в среде вольноотпущенников и жителей провинций и сильного напряжения и тревоги среди элит, — говорит он. — Мы можем опровергнуть ряд вымыслов и задать некоторое количество вопросов».

Британский музей
«Нерон. Человек за мифом»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+