Искусство по краю Красной площади

Андрей Филиппов. «Гномон». Фото: ГУМ-RED-Line
Андрей Филиппов. «Гномон».
Фото: ГУМ-RED-Line

Перед фасадом ГУМа на Красной площади до конца лета работает выставка паблик-арта «Красный сад»

Восемь монументальных скульптур от известных художников замерли у самой кромки русского сакрального места — площади государственных триумфов. Проект, организованный компанией Bosco в рамках направления «ГУМ-Red-Line» по презентации современного искусства и фестивалем «Архстояние» при поддержке «Интеко», объединил весьма достойных авторов. Его кураторами выступили Марина Федоровская и Антон Кочуркин.

Лауреат Госпремии (1995) и Премии им. Репина (2014), а также номинант Премии Кандинского (2014) Ринат Волигамси (р. 1968) сделал монументальный объект в виде большой канонической пятиконечной звезды. Авторский ход состоял в том, чтобы деконструировать этот символ советской власти, перепутав размер и расположение звездных лучей. Восьмиконечная звезда-мутант стала похожа на противотанковый еж, что подчеркнуто и материалом — ржавой (а на самом деле устойчивой к атмосферной коррозии) кортен-сталью. Может быть, это и не фига в кармане по отношению ко всей Красной площади, но определенная ирония в образ заложена. И не только в этот образ.

Дизайнер и скульптор Роман Ермаков (р. 1985) создал экспонат из яиц разной формы и размеров. Возможно, кто-то назовет их шарами или гигантским горошком, но вообще-то это яйца анфас и в профиль. В русском языке немало идиом, описывающих власть через яйцо: «мериться яйцами», «железные яйца», «кто главнее — курица или яйцо». Весьма иронично — воплотить эти подтексты в белоснежном, сверхпрочном стеклопластике и назвать «Стабильная композиция». Баланс яиц действительно ведет к стабильности, и не только в скульптуре.

«Стабильная композиция» Романа Ермакова и «Звезда» Рината Волигамси. Фото: ГУМ-RED-Line
«Стабильная композиция» Романа Ермакова и «Звезда» Рината Волигамси.
Фото: ГУМ-RED-Line

Размышления о власти есть и в работе знаменитого московского концептуалиста, лауреата Премии Кандинского (2015) Андрея Филиппова (р. 1959). Он сделал «Гномон», солнечные часы, только вместо шеста, отбрасывающего тень, у него половина имперского двуглавого орла. В течение дня за счет тени эта гербовая птица или восстанавливается в привычных очертаниях о двух головах, или, наоборот, уполовинивает свое имперское величие. Впрочем, по таким часам можно просто наблюдать время, не ломая голову над возможными подтекстами.

«Наше все», создатель арт-парка в Никола-Ленивце Николай Полисский (р. 1957) сплел из веточек колонну в классической комплектации, с базой и антаблементом. Если учесть, что колонна — знак классического искусства вообще (и в этом качестве колонну, например, любили использовать архитекторы-постмодернисты — как осколок мощной, но, в общем-то, неактуальной истории), то колонна, сплетенная будто какая-нибудь корзина, — это, конечно, сильное снижение пафоса, веселый образ.

Аристарх Чернышев. «Большая античная голова». Фото: ГУМ-RED-Line
Аристарх Чернышев. «Большая античная голова».
Фото: ГУМ-RED-Line

Как и гигантская голова Александра Македонского — произведение одного из пионеров медиаарта Аристарха Чернышева (р. 1968). Оригинал этой головы резца великого Лисиппа до нас не дошел, в наличии лишь копия эллинистического времени, которая хранится в Археологическом музее в Стамбуле, но главное не в этом, а в том, что вот есть такая голова великого завоевателя древности, она брошена без особого почтения на траву и мерцает огоньками вечной перезагрузки. Это такая мягкая рефлексия по поводу памяти о великих правителях: кем они были и как их образ употребляют потомки.

Художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин создали «Непроходимую чащу» — инсталляцию из подвешенных на металлической конструкции осин, тем самым буквально воплотив идиому «блуждать среди родных осин». (Услужливый Google подсказывает, что выражение «язык родных осин» ввел в наш обиход Тургенев и это означает непритязательный, наивный литературный стиль.) Но работа не о наивности, а об инклюзии — доступности искусства. В феврале нынешнего года «Непроходимая чаща» победила в открытом международном конкурсе на арт-объект для «Архстояния», обойдя 250 конкурентов. Художникам нет и 30, участие в «Архстоянии» и в «Красном саду» — весомая строка в их творческой биографии.

Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Интерактивная инсталляция «Непроходимая чаща», созданная для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фото: ГУМ-RED-Line
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Интерактивная инсталляция «Непроходимая чаща», созданная для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце.
Фото: ГУМ-RED-Line

Идеолог стрит-арта Дмитрий Аске представил скульптуру в супрематическом ключе — языческую богиню Макошь, держащую в руках голубую оглоблю-небосвод. Макошь — единственная женщина в пантеоне славянских божеств, что, очевидно, должно звучать в унисон с нашими современными феминистическими взглядами. Ее приобрела компания Boscо и после выставки установит перед своей мануфактурой в Калуге. Остальные же произведения обретут прописку во дворах новостроек «Интеко», в современных жилых комплексах, доказывая их уникальность и повышая тем самым стоимость квадратных метров.

Если подытожить — что нам Гекуба, то есть «Красный сад»? Симпатичное летнее мероприятие, прекрасно подготовленное и на 150% отыгранное в прессе. От всего этого не ждешь каких-то интеллектуальных прорывов, это искусство очень причесанное, нейтральное, аккуратное, стоящее по струнке. И в данном случае расположение объектов «Красного сада» по кромке Красной площади символично. Художники, принявшие участие в проекте, как мы видим, пытались какие-то дополнительные фрондерские подтексты в своих работах зашифровать, но вряд ли публика, фланирующая по Красной площади, будет об этом задумываться.

Красная площадь, 3
«Красный сад»
До 12 сентября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+