18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство по краю Красной площади

Андрей Филиппов. «Гномон». Фото: ГУМ-RED-Line
Андрей Филиппов. «Гномон».
Фото: ГУМ-RED-Line

Перед фасадом ГУМа на Красной площади до конца лета работает выставка паблик-арта «Красный сад»

Восемь монументальных скульптур от известных художников замерли у самой кромки русского сакрального места — площади государственных триумфов. Проект, организованный компанией Bosco в рамках направления «ГУМ-Red-Line» по презентации современного искусства и фестивалем «Архстояние» при поддержке «Интеко», объединил весьма достойных авторов. Его кураторами выступили Марина Федоровская и Антон Кочуркин.

Лауреат Госпремии (1995) и Премии им. Репина (2014), а также номинант Премии Кандинского (2014) Ринат Волигамси (р. 1968) сделал монументальный объект в виде большой канонической пятиконечной звезды. Авторский ход состоял в том, чтобы деконструировать этот символ советской власти, перепутав размер и расположение звездных лучей. Восьмиконечная звезда-мутант стала похожа на противотанковый еж, что подчеркнуто и материалом — ржавой (а на самом деле устойчивой к атмосферной коррозии) кортен-сталью. Может быть, это и не фига в кармане по отношению ко всей Красной площади, но определенная ирония в образ заложена. И не только в этот образ.

Дизайнер и скульптор Роман Ермаков (р. 1985) создал экспонат из яиц разной формы и размеров. Возможно, кто-то назовет их шарами или гигантским горошком, но вообще-то это яйца анфас и в профиль. В русском языке немало идиом, описывающих власть через яйцо: «мериться яйцами», «железные яйца», «кто главнее — курица или яйцо». Весьма иронично — воплотить эти подтексты в белоснежном, сверхпрочном стеклопластике и назвать «Стабильная композиция». Баланс яиц действительно ведет к стабильности, и не только в скульптуре.

«Стабильная композиция» Романа Ермакова и «Звезда» Рината Волигамси. Фото: ГУМ-RED-Line
«Стабильная композиция» Романа Ермакова и «Звезда» Рината Волигамси.
Фото: ГУМ-RED-Line

Размышления о власти есть и в работе знаменитого московского концептуалиста, лауреата Премии Кандинского (2015) Андрея Филиппова (р. 1959). Он сделал «Гномон», солнечные часы, только вместо шеста, отбрасывающего тень, у него половина имперского двуглавого орла. В течение дня за счет тени эта гербовая птица или восстанавливается в привычных очертаниях о двух головах, или, наоборот, уполовинивает свое имперское величие. Впрочем, по таким часам можно просто наблюдать время, не ломая голову над возможными подтекстами.

«Наше все», создатель арт-парка в Никола-Ленивце Николай Полисский (р. 1957) сплел из веточек колонну в классической комплектации, с базой и антаблементом. Если учесть, что колонна — знак классического искусства вообще (и в этом качестве колонну, например, любили использовать архитекторы-постмодернисты — как осколок мощной, но, в общем-то, неактуальной истории), то колонна, сплетенная будто какая-нибудь корзина, — это, конечно, сильное снижение пафоса, веселый образ.

Аристарх Чернышев. «Большая античная голова». Фото: ГУМ-RED-Line
Аристарх Чернышев. «Большая античная голова».
Фото: ГУМ-RED-Line

Как и гигантская голова Александра Македонского — произведение одного из пионеров медиаарта Аристарха Чернышева (р. 1968). Оригинал этой головы резца великого Лисиппа до нас не дошел, в наличии лишь копия эллинистического времени, которая хранится в Археологическом музее в Стамбуле, но главное не в этом, а в том, что вот есть такая голова великого завоевателя древности, она брошена без особого почтения на траву и мерцает огоньками вечной перезагрузки. Это такая мягкая рефлексия по поводу памяти о великих правителях: кем они были и как их образ употребляют потомки.

Художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин создали «Непроходимую чащу» — инсталляцию из подвешенных на металлической конструкции осин, тем самым буквально воплотив идиому «блуждать среди родных осин». (Услужливый Google подсказывает, что выражение «язык родных осин» ввел в наш обиход Тургенев и это означает непритязательный, наивный литературный стиль.) Но работа не о наивности, а об инклюзии — доступности искусства. В феврале нынешнего года «Непроходимая чаща» победила в открытом международном конкурсе на арт-объект для «Архстояния», обойдя 250 конкурентов. Художникам нет и 30, участие в «Архстоянии» и в «Красном саду» — весомая строка в их творческой биографии.

Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Интерактивная инсталляция «Непроходимая чаща», созданная для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фото: ГУМ-RED-Line
Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Интерактивная инсталляция «Непроходимая чаща», созданная для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце.
Фото: ГУМ-RED-Line

Идеолог стрит-арта Дмитрий Аске представил скульптуру в супрематическом ключе — языческую богиню Макошь, держащую в руках голубую оглоблю-небосвод. Макошь — единственная женщина в пантеоне славянских божеств, что, очевидно, должно звучать в унисон с нашими современными феминистическими взглядами. Ее приобрела компания Boscо и после выставки установит перед своей мануфактурой в Калуге. Остальные же произведения обретут прописку во дворах новостроек «Интеко», в современных жилых комплексах, доказывая их уникальность и повышая тем самым стоимость квадратных метров.

Если подытожить — что нам Гекуба, то есть «Красный сад»? Симпатичное летнее мероприятие, прекрасно подготовленное и на 150% отыгранное в прессе. От всего этого не ждешь каких-то интеллектуальных прорывов, это искусство очень причесанное, нейтральное, аккуратное, стоящее по струнке. И в данном случае расположение объектов «Красного сада» по кромке Красной площади символично. Художники, принявшие участие в проекте, как мы видим, пытались какие-то дополнительные фрондерские подтексты в своих работах зашифровать, но вряд ли публика, фланирующая по Красной площади, будет об этом задумываться.

Красная площадь, 3
«Красный сад»
До 12 сентября

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+