18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томас Сарасено посадил зрителей в лодку и заставил замолчать

Инсталляция «Горизонт событий». Фото: Studio Tomas Saraceno
Инсталляция «Горизонт событий».
Фото: Studio Tomas Saraceno

Инсталляция аргентинского художника «Горизонт событий» открылась в заполненном водой резервуаре XIX века в Копенгагене

Под усеянным семейными пикниками газоном копенгагенского парка Сондермаркен прячется заброшенная цистерна XIX века. Этот подземный резервуар, построенный для хранения запасов питьевой воды датской столицы, теперь стал ее самой необычной выставочной площадкой.

Аргентинский художник Томас Сарасено создал иммерсивную инсталляцию, для которой цистерну вновь наполнили водой. Название инсталляции «Горизонт событий» (открыта до 30 ноября) отсылает к термину из астрофизики, означающему точку невозврата — момент в пространстве-времени, когда гравитационное притяжение делает поглощение черной дырой неизбежным. Сарасено считает, что человеческая цивилизация кружит по краю такой же дыры. Довольно иронично, что инсталляцию, посвященную тревожной хрупкости жизни в известной нам форме, пришлось перенести с 2020 года на нынешний из-за глобальной пандемии.

Спустя год после тех дней, когда влияние эпидемии коронавируса на общество виделось в самых апокалиптических тонах, зрители наконец-то могут посетить эту таинственную пещеру. Им предлагается прокатиться на лодке по тихому морю между подсвеченными паутинами и сферами, подвешенными под сводами.

Большая часть этих работ вдохновлена архитектурой паучьих сетей, которые давно занимают Сарасено. Видеоработа «Живя на дне воздушного океана» посвящена виду пауков, проводящих практически всю жизнь под водой. Паук-серебрянка плетет из паутины нечто вроде водолазного колокола, создавая себе персональный воздушный карман. Сарасено называет это «приглашением к биоспекуляции» — напоминанием о том, что стоит лишь приглядеться — и мы обнаружим в самой природе множество практичных и оригинальных решений для выживания.

Художник приглашает посетителей отвлечься от внешнего шума и задуматься о вечном. Фото: Torben Eskerod
Художник приглашает посетителей отвлечься от внешнего шума и задуматься о вечном.
Фото: Torben Eskerod

Подобные «приглашения» служат характерной чертой творчества Томаса Сарасено. Его идеи, связанные с проблемами окружающей среды, часто объединяют поэтичность с наукой — от приложения Arachnomancy App («Арахномантика») для картографирования паутин по всему миру (2019) до летательного аппарата на солнечной энергии Solar Bell («Солнечный колокол») (2016). Его берлинская мастерская служит местом встречи биологов, математиков и астрофизиков. При этом сам Сарасено по образованию архитектор.

В «Горизонте событий» заметна склонность художника к созданию сложных и интересных пространств. Работы освещены пыльным светом прожекторов, который эффектно дрожит из-за движения лодок. Посетителей просят не пользоваться мобильными телефонами и хранить молчание. Круг ряби по воде цистерны расходится целых 17 секунд, и каждый взмах весла создает эхо. Духовный заряд этого опыта полностью зависит от соблюдения правил всеми посетителями. Но лишь немногие могут удержаться от создающего шумовое загрязнение шепота.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+