18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Аниш Капур в Версале. Ему есть что предъявить французским королям

№35
Материал из газеты

Музей продолжает свою летнюю программу показа современных художников

В последние годы летние выставки современных художников в Версале проходили с сучками, но совсем без задоринки. Джузеппе Пеноне, представитель итальянского arte povera, разбросал здесь свои бревна да пеньки так, будто их место там уже не первый век. Корейский художник Ли Уфан — фактически тот же «бедняк», только с Востока, — выступил также примирительно, но в камне, вторя упорядоченной грациозности паркового ландшафта. Приглашенный же в этом году в Версаль Аниш Капур, 61-летний британский художник индийского происхождения, не настроен на диалог. Версаль для него — дворец королей, политиков, и ему есть что им предъявить.

В безмятежную перспективу гладко причесанных садов врезается десятиметровая стальная махина — не то труба, не то ухо, не то женская промежность. Аккуратно подстриженный газон Ленотра вывернут наизнанку и раздавлен гигантскими валунами. Так выглядит скульптура Грязный угол (2011—2015) — центральная работа выставки, наделавшая больше всего шума. По мысли Капура, за упорядоченной геометрией и рациональностью Версаля скрывается естественный хаос природы и низменность придворных нравов. В одном из интервью художник и вовсе интерпретировал Грязный угол как «вагину королевы, которая захватывает власть». Потом, правда, одумался, но было поздно. Политики, особенно правого толка, разразились филиппиками, обличающими и непристойность искусства Капура, и его стоимость. Но с министерства взятки гладки: главными финансовыми донорами выступили лондонская галерея Lisson и парижская Kamel Mennour. К работе их привлек сам художник, потому что, по его собственным словам, французские власти заманивают красивыми проектами, но не готовы вкладывать в них деньги. Так было с выставкой Monumenta в 2011 году, так случилось и с Версалем. О порочности власти как таковой, об этой воронке, которая поглощает все без остатка, говорит и гигантских размеров бассейн Нисхождение (2015).

Аниш Капур стал первым художником, которого пустили в Зал для игры в мяч. Именно здесь в 1791 году Людовик XVI подписал первую Конституцию, положив таким образом начало французской демократии. В этих символичных декорациях знаменитая инсталляция художника Стрельба в угол (2008—2009), установленная аккурат напротив картины Давида, обрастает новыми смыслами. Стреляющая в стену снарядами из красного воска пушка — это и символ необъявленной войны, и отношения мощного государства-машины и человека, загнанного в угол, и насилие как движущая сила власти. Борцы за чистоту искусства в Версале углядели в ней и шматки менструальной крови. Как же без этого? К первому дню работы выставки петицию о немедленном изъятии из Версаля Грязного угла и Стрельбы в угол подписали около 10 тыс. человек.

В остальном же выставка Аниша Капура в Версале — образцовый аттракцион современного искусства на пленэре с гигантскими зеркалами (C—Cuvre, 2007; Sky Mirror, 2013), в которых отражаются фасады дворца, небо и сотни мобильных телефонов. И по количеству селфи она точно обгонит все петиции. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+