18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Барбара Хэпуорт . Женщина-классик берет окончательный реванш

№35
Материал из газеты

Ретроспектива в Тейт Бритен помещает ее в пантеон искусства ХХ века

То, что последним кураторским проектом Пенелопы Кертис на посту директора Тейт Бритен стала ретроспектива Барбары Хэпуорт, закономерно. Кертис, сокуратор выставки (вместе с главным куратором Тейт Крисом Стэфенсом), пришла в Тейт Бритен в 2009 году из Института Генри Мура в Лидсе. Свою любовь к британской скульптуре ХХ века она воплотила в ряде крупных проектов, включая ретроспективу Генри Мура в 2010 году. «Выставка Барбары Хэпуорт в Тейт своевременна», — говорит дилер скульптора Роберт Брауман.

Переоценка ее наследия и интерес к нему широкой публики произошли уже до выставки в Тейт. Когда в 2011 году в Уэйкфилде (родном городе скульптора) открылась галерея Хэпуорт, основатели прогнозировали, что ее ежегодно будет посещать примерно 150 тыс. человек. Этот рекорд был побит в первые же пять недель. Интерес к наследию Барбары Хэпуорт подтвердили и торги аукционных домов. На Christie’s в июне 2014 года предварительно поставленная ценовая планка в £2,4 млн взлетела в итоге до £4,2 млн за Фигуру в пейзаже (1960) с фирменным для ее биоморфных абстрактных композиций сквозным отверстием. «Сформировался сильный рынок вокруг ее знаковых работ», — говорит Бауман.

Однако в то время как специалисты рынка отмечают растущий международный интерес к работам Хэпуорт, выставка в Тейт Бритен ставит своей целью напомнить о ее роли и значении в искусстве ХХ века. «Люди забывают, что она была крупной международной звездой», — говорит Крис Стэфенс. Хэпуорт высоко ценили в Южной Америке и Японии, например. В 1959 году ей присудили Гран-при V Биеннале в Сан-Паулу, а в 1963-м — премию МИДа Японии на VII Биеннале в Токио. Одна из причин, по которой замечательный скульптор, достойный того, чтобы занять место рядом с Муром, Джакометти, Колдером в пантеоне скульптуры первой половины ХХ века, не обрел все-таки должной славы, как ни странно, гендерная. Хэпуорт осталась в тени славы Мура и своего второго мужа Бена Николсона, не только живописца, но, как и она, скульптора-абстракциониста. Чтобы подтвердить новаторство Хэпуорт и то, что ее эксперименты были созвучны времени, один из разделов выставки посвящен параллелям между творчеством британского скульптора и абстрактными направлениями континентальной Европы, такими как, например, Abstraction-Création, сформировавшееся в Париже в 1931 году благодаря в том числе Василию Кандинскому и Питу Мондриану. Скульптуры Хэпуорт 1930-х годов выставлены рядом с работами ее европейских современников. Завершается выставка тоже международной нотой — частичной реконструкцией ее ретроспективы 1965 года в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло в Нидерландах, куда, к слову, экспозиция приедет в ноябре следующего года.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+