Фонтенбло не дремлет

№35, июль-август 2015
№35
Материал из газеты

Восстановлена монаршая спальня

Турецкий будуар дворца Фонтенбло открылся для посетителей впервые за 240 лет после завершения семилетних работ по реставрации его исторического интерьера.

Комната площадью 11 м2 с двумя примыкающими покоями была создана в 1777 году для королевы Марии-Антуанетты в модном в ту эпоху замысловатом ориенталистском стиле.

В первые десятилетия существования у нее была переменчивая судьба. Во время Великой французской революции спальню разграбили, после чего ее еще более пышно обставила супруга Наполеона Жозефина Богарне, заказавшая знаменитому парижскому мебельщику Франсуа-Оноре-Жоржу Жакоб-Демальтеру мебельный гарнитур из бронзы и красного дерева.

После падения империи комната периодически использовалась в качестве спальни для придворных и государственных служащих, но потом была заперта и заброшена на более чем 100 лет.

Задачей реставрации, начатой в 2008 году, стало восстановление интерьера 1806 года, периода Первой империи, поскольку основная часть оригинальной меблировки XVIII века либо распродана, либо утрачена во время революции.

Перед реставраторами стояло множество сложных задач: производство 26 м шитого золотом бархата для обивки, очистка и восстановление хрупких оригинальных штор и занавесок из расшитого муслина и тафты, поиск и установка оригинальных мраморных каминов, ремонт сложной системы приспособлений, контролирующих подвижные зеркала и жалюзи.

Одной из самых замечательных особенностей изысканного восточного убранства комнаты являются зеркала, которые вместе с окнами и полупрозрачными муслиновыми шторами создают удивительные световые эффекты, отсылающие к театральным постановкам того времени.

Изготовление копии оригинальной бархатной ткани для обивки было доверено Tassinari & Chatel — знаменитой шелкоткацкой фабрике, основанной в Лионе в 1680 году. Для производства материи ткач высокого класса использовал традиционный ручной ткацкий станок; на выполнение этого проекта ушло 15 месяцев. Чистка штор и занавесок — одна из наиболее сложных, трудоемких с технической точки зрения задач — велась под наблюдением Изабель Беда, главного специалиста по старинному текстилю, наиболее известной своим исследованием гобелена из Байё.

Во время работы над интерьером музей Фонтенбло опробовал оригинальный способ финансирования. Около €350 тыс. из требующихся на реставрацию €800 тыс. было собрано на выставке реплики интерьера, дополненной оригинальной мебелью Жакоба-Демальтера, в парижской Galerie Aveline в 2012 году. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+