18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей «Стена» в Китайгородской стене

№35
Материал из газеты

В центре Москвы откроется Музей первичных искусств, который станет частью большого проекта парка «Зарядье»

Музей первичных искусств «Стена» станет частью большого проекта парка «Зарядье», который появится на месте снесенной гостиницы «Россия». Это стало известно после того, как в середине июня российскую столицу посетили Элизабет Диллер и Чарльз Ренфро, партнеры бюро Diller Scofidio + Renfro, и архитектор бюро Дэвид Чакон, предложившие проект, победивший год назад в конкурсе на устройство парка, объявленном правительством Москвы. Это был рабочий визит, после которого стало ясно, как конкретно будет выглядеть парк и чем он будет наполнен. В частности, на встречах с представителями всех заинтересованных инстанций — столичных властей, генерального подрядчика «Мосинжпроект», Творческого производственного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1» — было решено, что в парке появится гигантская светопрозрачная оболочка, под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. Это разные объекты — у филармонии будет собственный зрительный зал, но оба покроет так называемая стеклянная кора. Обсуждая концепцию искусственного климата, который планируется создать в парке, авторы радостно признали, что довольны темпами реализации проекта. «Сейчас, — заявил Чарльз Ренфро, — согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги встреч, тоже был исполнен оптимизма: «В настоящее время у команды есть полное понимание относительно проекта».

Сказано это было уже после того, как архитекторам Diller Scofidio + Renfro была презентована идея создания музея в парке, и очевидно, что это стало сюрпризом для них, как и для большинства москвичей. Этнографический музей первичных искусств «Стена» вызывает понятные ассоциации с Музеем Стены в Берлине, хотя в нашем случае название отсылает к Китайгородской стене, фрагмент которой располагается на территории будущего парка «Зарядье». Но концептуально музей имеет аналог на Западе.

«Этнографический музей первичных искусств „Стена“, — объяснил Дмитрий Шумков, инициатор и потенциальный инвестор музейного проекта, владеющий несколькими зданиями в Китайгородском проезде и на соседней Варварке, — мы планируем создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Основная идея будущего музея — экспозицией различных уникальных образцов искусства и культуры отдать должное народам, которые населяли Россию и Москву сотни лет назад». Кто конкретно будет заниматься музейной коллекцией, пока не ясно.

Может показаться, что Шумков высказывает крамольную мысль внедриться в историческую стену, однако все не так страшно: в ее толще изначально были помещения, которые как раз и можно занять. Собственно, участок стены вдоль Китайгородского проезда, который станет одной из естественных границ парка, не является в полной мере историческим. После градостроительной мясорубки 1920-х, когда были уничтожены почти все настоящие фрагменты стены, от укреплений XVI века уцелел лишь участок на площади Революции и часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». Те же участки стены, которые мы видим сегодня, были в значительной степени заново возведены при Лужкове. А тот, в котором будет музей, большей частью восстановлен в 1968–1973 годах. Музей, будем надеяться, как раз докажет, что восстановлен не зря.

Чарльз Ренфро его заранее одобрил: «Идея этнографического музея в Китайгородской стене очень интересна. Стена — наиболее красивая архитектурная часть парка, которая должна быть особо подчеркнута в том или ином виде». Когда откроется музей, пока не определено, но известно, что первые объекты будущего парка будут открыты для публики в сентябре 2017 года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+