18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей «Стена» в Китайгородской стене

№35
Материал из газеты

В центре Москвы откроется Музей первичных искусств, который станет частью большого проекта парка «Зарядье»

Музей первичных искусств «Стена» станет частью большого проекта парка «Зарядье», который появится на месте снесенной гостиницы «Россия». Это стало известно после того, как в середине июня российскую столицу посетили Элизабет Диллер и Чарльз Ренфро, партнеры бюро Diller Scofidio + Renfro, и архитектор бюро Дэвид Чакон, предложившие проект, победивший год назад в конкурсе на устройство парка, объявленном правительством Москвы. Это был рабочий визит, после которого стало ясно, как конкретно будет выглядеть парк и чем он будет наполнен. В частности, на встречах с представителями всех заинтересованных инстанций — столичных властей, генерального подрядчика «Мосинжпроект», Творческого производственного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1» — было решено, что в парке появится гигантская светопрозрачная оболочка, под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. Это разные объекты — у филармонии будет собственный зрительный зал, но оба покроет так называемая стеклянная кора. Обсуждая концепцию искусственного климата, который планируется создать в парке, авторы радостно признали, что довольны темпами реализации проекта. «Сейчас, — заявил Чарльз Ренфро, — согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги встреч, тоже был исполнен оптимизма: «В настоящее время у команды есть полное понимание относительно проекта».

Сказано это было уже после того, как архитекторам Diller Scofidio + Renfro была презентована идея создания музея в парке, и очевидно, что это стало сюрпризом для них, как и для большинства москвичей. Этнографический музей первичных искусств «Стена» вызывает понятные ассоциации с Музеем Стены в Берлине, хотя в нашем случае название отсылает к Китайгородской стене, фрагмент которой располагается на территории будущего парка «Зарядье». Но концептуально музей имеет аналог на Западе.

«Этнографический музей первичных искусств „Стена“, — объяснил Дмитрий Шумков, инициатор и потенциальный инвестор музейного проекта, владеющий несколькими зданиями в Китайгородском проезде и на соседней Варварке, — мы планируем создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Основная идея будущего музея — экспозицией различных уникальных образцов искусства и культуры отдать должное народам, которые населяли Россию и Москву сотни лет назад». Кто конкретно будет заниматься музейной коллекцией, пока не ясно.

Может показаться, что Шумков высказывает крамольную мысль внедриться в историческую стену, однако все не так страшно: в ее толще изначально были помещения, которые как раз и можно занять. Собственно, участок стены вдоль Китайгородского проезда, который станет одной из естественных границ парка, не является в полной мере историческим. После градостроительной мясорубки 1920-х, когда были уничтожены почти все настоящие фрагменты стены, от укреплений XVI века уцелел лишь участок на площади Революции и часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». Те же участки стены, которые мы видим сегодня, были в значительной степени заново возведены при Лужкове. А тот, в котором будет музей, большей частью восстановлен в 1968–1973 годах. Музей, будем надеяться, как раз докажет, что восстановлен не зря.

Чарльз Ренфро его заранее одобрил: «Идея этнографического музея в Китайгородской стене очень интересна. Стена — наиболее красивая архитектурная часть парка, которая должна быть особо подчеркнута в том или ином виде». Когда откроется музей, пока не определено, но известно, что первые объекты будущего парка будут открыты для публики в сентябре 2017 года.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+