18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Говорящие стены

В петербургском Музее стрит-арта открылась новая экспозиция под названием «Вспомни завтра».

Музей стрит-арта возник в 2012 году на заводе слоистых пластиков — действующем производстве в удаленном от центра районе промзон на правом берегу Невы. Сейчас на территории предприятия и в его цехах есть росписи Тимофея Ради, Паши 183, Кирилла Кто, Никиты Nomerz, других известных отечественных и зарубежных граффитистов, которые образуют постоянную экспозицию музея. Часть заводской площади с заброшенной котельной выделена под так называемую общественную площадку, которая была открыта для свободного посещения летом 2014 года во время биеннале Manifesta выставкой «Повод к миру/Casus pacis». Тогда экспозиция, изначально задуманная к 100-летию Первой мировой войны, превратилась в художественное высказывание авторов из нескольких стран по поводу разгоревшегося российско-украинского конфликта.

Для второй большой выставки в музее все прошлогодние настенные росписи закрашены. Кураторами проекта «Вспомни завтра» выступили авторитетные в области уличного искусства и паблик-арта Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, предложившие художникам «стать прорицателями, прогнозистами или визионерами — создать свои образы будущего».

Как известно, к предсказаниям обращаются в попытке побороть страх перед неизвестностью, и на выставке будущее в изображении многих художников окрашено в пессимистические тона, а интонация работ по сравнению с прошлым годом отличается большей мрачностью. Так, неприкрытым сарказмом звучит название росписи Дамира Муратова «Вместе мы силос!».

Прошлогодние пацифистские иллюзии об искусстве, останавливающем войну, похоронены точно так же, как старые изображения под новым слоем краски. На том месте, где испанским художником Escif были нарисованы руки, поднятые в тосте с бокалами шампанского, теперь развевается черный стяг Тимофея Ради с надписью «Назад нельзя». Одну из стен занимают монументальные объявления, которые сделала команда «ТОЙ» из Нижнего Новгорода: «Продам совесть (недорого)» или «Отдамся». В то же время стрит-арт приобретает все черты новой монументальной живописи. К примеру, большую роспись москвичей ZUKCLUB отличают вполне академические художественные приемы: мурал «Клетка» изображает людей, которые разрезают ножницами металлическую сетку.

Помимо собственно граффити, в обновленной экспозиции музея есть несколько больших инсталляций. Автор самой впечатляющей из них — Александр Шишкин-Хокусай, чей опыт работы в качестве театрального художника выразился в создании грандиозной многофигурной сцены. Как и в других инсталляциях художника, по его рисункам выполнены фанерные фигуры, представляющие массу женских персонажей, и ни один из них не повторяется. Огромная обнаженная фигура как будто поучает неразумных детей — маленьких девочек, расположившихся в ее изножье на стульях. Эта работа, иносказательно и очень точно описывающая отношения государства и граждан, пользуется у зрителей наибольшей популярностью.

Выставка «Вспомни завтра» открылась 27 июня и продлится до конца сентября. Все это время на площадке Музея стрит-арта будут проходить экскурсии, лекции, концерты, а экспозиция будет дополняться новыми работами.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+