18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Какие тайны скрывает римский дворец эпохи барокко

№34
Материал из газеты

Ученые рассказали, как аристократы показывали свои сокровища

Display of Art in the Roman Palace, 1550–1750 (Искусство в римском дворце, 1550–1750) под редакцией Гейл Фейгенбаум — результат годового исследования, посвященного практикам демонстрации искусства в барочном Риме. Авторы этой роскошно изданной книги показывают, как интерьер служил выражением личности и статуса в столице тщеславия. Дается анализ широкого круга источников: бухгалтерских книг, описей и банковских счетов, писем, путевых заметок, трактатов, чертежей и печатных материалов. Они содержат ценную информацию, позволяющую понять принципы создания экспозиций в римских дворцах, которым подражали аристократические резиденции всей Европы XVIII века.

Ключевую роль в оформлении комнат играли шпалеры, как видно из переписки 1630-х годов между экономом кардинала Карло де Медичи и послом Флоренции в Риме. Они детально обсуждают, как следует декорировать палаццо Мадама перед приездом хозяина. Ряд статей посвящен шпалерам и их роли в преобразовании внутреннего и внешнего пространства. Роскошные ткани и обивка позолоченной кожей придавали залам театральность. В проекте резной кровати 1663 года для отдыха Марии Манчини после родов она представлена в образе Венеры в распахнутой раковине на вспененных волнах. Эти сценические декорации взаимодействовали с интерьером дворца, в «постановке» участвовало множество различных элементов: лепнина, расположенные под наклоном зеркала, торшеры, консольные столы, вазы с цветами. Это было общество, в котором великие художники занимались детальнейшей разработкой интерьеров и создавали целостный образ, предельно театрализованный по своей природе.

Патрисия Уодди показывает, что римские барочные резиденции были устроены так, чтобы публика могла видеть коллекции без помех для внутренней жизни дворца. Когда в 1643 году серебряные скульптуры, заказанные Людовиком XIII в дар Святой хижине в Лорето в честь рождения наследника, выставили в палаццо Мадзарино, «посмотреть на них пришел весь Рим».

Франческа Каппеллетти рассматривает то, как подбирали картины — парами или ансамблями — для разных комнат апартаментов, от публичных пространств вроде коридоров до более частных.

Display of Art in the Roman Palace, 1550–1750 / Gail Feigenbaum, ed. Getty Publications. 384 с. £55, $75 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+