18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Какие тайны скрывает римский дворец эпохи барокко

№34
Материал из газеты

Ученые рассказали, как аристократы показывали свои сокровища

Display of Art in the Roman Palace, 1550–1750 (Искусство в римском дворце, 1550–1750) под редакцией Гейл Фейгенбаум — результат годового исследования, посвященного практикам демонстрации искусства в барочном Риме. Авторы этой роскошно изданной книги показывают, как интерьер служил выражением личности и статуса в столице тщеславия. Дается анализ широкого круга источников: бухгалтерских книг, описей и банковских счетов, писем, путевых заметок, трактатов, чертежей и печатных материалов. Они содержат ценную информацию, позволяющую понять принципы создания экспозиций в римских дворцах, которым подражали аристократические резиденции всей Европы XVIII века.

Ключевую роль в оформлении комнат играли шпалеры, как видно из переписки 1630-х годов между экономом кардинала Карло де Медичи и послом Флоренции в Риме. Они детально обсуждают, как следует декорировать палаццо Мадама перед приездом хозяина. Ряд статей посвящен шпалерам и их роли в преобразовании внутреннего и внешнего пространства. Роскошные ткани и обивка позолоченной кожей придавали залам театральность. В проекте резной кровати 1663 года для отдыха Марии Манчини после родов она представлена в образе Венеры в распахнутой раковине на вспененных волнах. Эти сценические декорации взаимодействовали с интерьером дворца, в «постановке» участвовало множество различных элементов: лепнина, расположенные под наклоном зеркала, торшеры, консольные столы, вазы с цветами. Это было общество, в котором великие художники занимались детальнейшей разработкой интерьеров и создавали целостный образ, предельно театрализованный по своей природе.

Патрисия Уодди показывает, что римские барочные резиденции были устроены так, чтобы публика могла видеть коллекции без помех для внутренней жизни дворца. Когда в 1643 году серебряные скульптуры, заказанные Людовиком XIII в дар Святой хижине в Лорето в честь рождения наследника, выставили в палаццо Мадзарино, «посмотреть на них пришел весь Рим».

Франческа Каппеллетти рассматривает то, как подбирали картины — парами или ансамблями — для разных комнат апартаментов, от публичных пространств вроде коридоров до более частных.

Display of Art in the Roman Palace, 1550–1750 / Gail Feigenbaum, ed. Getty Publications. 384 с. £55, $75 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+