18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стас Намин блеснул в Базеле «Победой над Солнцем»

Легендарную авангардистскую оперу Алексея Крученых, Казимира Малевича и Михаила Матюшина «Победа над Солнцем» показали в городском театре Базеля в день вернисажа ярмарки Art Basel 17 июня. Организаторы сделали вход на оперу бесплатным — в отличие, например, от также включенного в культурную программу ярмарки спектакля «Метопы Парфенона» модного режиссера Ромео Кастеллуччи. В роли рекламного агента футуристического сочинения выступил американский куратор и специалист по русскому авангарду Мэтью Дратт. Он неожиданно взобрался на стул в популярном у участников и гостей ярмарки ресторане по соседству с театром и, размахивая руками, произнес пламенную речь о том, почему всем нужно отправиться слушать русскую оперу. В результате большое фойе театра было сверхпереполнено, и директору Фонда Бейелера Сэму Келлеру пришлось, как и многим другим ВИПам, сесть прямо на пол.

Фонд стал организатором события не случайно: именно этот швейцарский частный музей осенью будет центром празднования 100-летия создания «Черного квадрата» Малевича и фактически возникновения русского авангарда. Фонд готовит к 4 октября большую выставку с участием российских музеев.

«Победа над Солнцем» не зря называется легендарной: так как сто с лишним лет назад, когда опера была написана, не было видео, никто толком не знает, как именно она должна быть поставлена. По словам Николаса Ильина, консультанта постановки, существует более десяти версий реконструкции спектакля. В Базеле показали вариант Стаса Намина и его театра. Часовое действо оказалось очень энергичным и местами даже агрессивным. Герои периодически наставляли на публику оружие, выползали на карачках в зал, неплохо пели. Да и костюмы были очень похожи на известные эскизы Малевича. Но достаточно было взглянуть на задник с изображением «Черного квадрата», покрытого кракелюрами, чтобы стало ясно: это артистичная, но стилизация (опера появилась раньше, чем сама картина, и именно в декорациях к ней впервые мелькнул «черный квадрат» как мотив, а сетка разрывов красочного слоя возникла еще позднее). Впрочем, сам Стас Намин настаивает на аутентичности своего спектакля, режиссером которого он называет себя и свой коллектив: «Мы работали в архиве Русского музея, изучали оригинальные эскизы и партитуры. Мне все равно, что там ставили другие, — для меня важен только оригинал». Он также рассказал, что эта опера входит в репертуар его театра, а для Базеля была сделана чуть более короткая версия.

Несмотря на то что западная публика вряд ли могла оценить изыски «заумного» русского языка Крученых, а слушать оперу довольно заметно мешал веселый гул от устроенного тут же в фойе бара с водкой, спектакль был встречен дружными овациями. Актеров вызывали несколько раз. И все повторяли, что в этом чувствуется «мощная энергия».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+