18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Три самые интересные выставки недели

Частная коллекция русского авангарда в «Рабочем и колхознице», ретроспектива Владислава Мамышева-Монро в Московском музее современного искусства, лисы классика концептуализма Виктора Пивоварова в Музее Востока.


Обширное собрание русского искусства московского коллекционера Юрия Носова уже выставлялось в 2001 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Но это была лишь часть его в составе выставки, посвященной искусству ленинградских художников 1920–1930-х годов. Теперь коллекцию Носова можно увидеть во всем ее разнообразии в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на выставке «Русский авангард: от рассвета до заката». Здесь охвачена практически вся история русского искусства первой половины ХХ века — от «Союза молодежи» и «Бубнового валета» до ОСТа и группы «Маковец», учеников Казимира Малевича, ленинградского объединения «Круг» и группы «13». Хронологически экспозиция завершается 1930-ми годами, то есть закатом экспериментального периода в отечественном искусстве, когда творческие объединения постепенно были ликвидированы, а художники стали работать в куда более традиционной соцреалистической эстетике. К выставке вышел и полный каталог собрания Носова, включающего, помимо произведений русских художников, работы художников парижской школы, что позволяет сопоставить параллельные процессы в России и в интернациональной среде начала ХХ века. До 6 сентября.


Владислав Мамышев-Монро (1969–2013) был одним из самых ярких персонажей отечественного искусства 1990-х, великий мастер перевоплощений и красочных перформансов, обыгрывающих классические образы литературы, советского кино и звезд массмедиа. И все это в присущей только ему неповторимой карнавальной красочности. Кураторы выставки в Московском музее современного искусства представили самую полную версию наследия художника на основе его архивов, работ из государственных и частных коллекций. Именно полнотой этой выставки объясняется и ее название — «Архив М». Здесь самые известные серии Монро: «Политбюро» (1990), «Несчастная любовь» (1994), «Жизнь замечательных Монро» (1996), «Русские вопросы» (1997), «Любовь Орлова» (2000), а также мало или совсем неизвестные документы и материалы, включая постперформансы, разыгранные Владом после созданных им серий. До 23 августа.


Виктор Пивоваров, выставка «Лисы и праздники» которого открылась в Государственном музее искусства народов Востока, — один из столпов московского концептуализма, много раз выставлявшийся в России и за ее пределами. Те же, кто не очень знаком с этим направлением 1960–1970-х, наверняка хорошо знают Пивоварова как блестящего иллюстратора детских книг, в частности Ханса Кристиана Андерсена, Корнея Чуковского, и как создателя логотипа любимого всеми с детства журнала «Веселые картинки». Новый же графический проект «Лисы и праздники» (бумага, акварель, цветной карандаш, белила), посвящен восточной тематике, в центре выставки — образ лиса, очень популярного в мифологии народов Востока. В ней часто лис — это оборотень, который превращается в прекрасную девушку, приносящую несчастья всем, с кем не посчастливилось с нею встретиться. Этот образ распространен и в Китае, и в Японии, и в Корее. Но Пивоваров не был бы концептуалистом, если бы и здесь не придумал свою игру. «Лисы и праздники» — это история несуществующего народа Еврейской автономной области, у которого культ святых лис с праздниками и обрядами, тоже придуманными художником. Экспозицию завершает десятиметровая «Сутра страхов и сомнений», а также свитки из серии «Урок китайского». Забавно, что и здесь среди «иероглифов», стилизованных Пивоваровым, вдруг опять неожиданно мелькает лисий хвост. До 28 июня.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+